Линки доступности

«Холоп» заменит «Бэтмена»?


«Холоп». Фрагмент плаката.
Courtesy photo
«Холоп». Фрагмент плаката. Courtesy photo

Голливудские студии замораживают релизы новых блокбастеров в России

Крупнейшие голливудские киностудии Warner Bros, Disney, Sony, Universal и примкнувший к ним стриминговый гигант Netflix приостановили выпуск фильмов в России, а также другие совместные проекты. Таким способом студии, традиционно называемые мейджорами, выразили свое отношение к военной агрессии России против суверенной Украины.

Реакция на трагедию

Это решение, в первую очередь, коснулось самых ожидаемых блокбастеров весеннего киносезона, релиз которых на неопределенное время отменен. Речь идет о таких потенциальных лидерах проката, как «Бэтмен» (The Batman), «Я краснею» (Turning Red) и «Морбиус» (Morbius).

Компания Warner Bros, входящая в конгломерат WarnerMedia, планировала выпустить в России «Бэтмена» в пятницу 4 марта. В свете гуманитарного кризиса в Украине она остановила релиз этого фильма. Об этом заявил представитель компании, сказавший, что они будут мониторить ситуацию в ожидании «быстрого и мирного завершения этой трагедии».

В свою очередь, Disney отложил российский релиз анимационной ленты «Я краснею», снятой студией Pixar, мировым лидером в сегменте полнометражной анимации для всех возрастов.

«Принимая во внимание неспровоцированное вторжение в Украину и трагический гуманитарный кризис, – говорится в заявлении Disney, – мы приостанавливаем театральный релиз наших фильмов в России, включая «Я краснею» от Pixar. Мы будем в будущем принимать деловые решения, основываясь на меняющейся ситуации. В настоящее время, принимая во внимание масштабы нарастающего кризиса с беженцами, мы работаем с нашими партнерами из неправительственных организаций по обеспечению неотложной помощи и другого гуманитарного содействия беженцам».

Что касается Sony, то она объявила о замораживании релиза фантазийного боевика «Морбиус», экранной адаптации известного комикса от компании Marvel.

Примеру коллег последовала компания-мейджор Universal, отложившая на неопределенный срок свои релизы в России. Об этом говорится в заявлении компании, которое цитируют киносайты. Среди отложенных релизов – оскаровский фаворит «Белфаст» Кеннета Браны, комедийная анимация «Плохие парни» (The Bad Guys) и триллер Майкла Бея «Скорая» (Ambulance).

«Бэтмен». Фрагмент плаката. Courtesy photo
«Бэтмен». Фрагмент плаката. Courtesy photo

Обозреватели указывают, что Россия является значительным рынком для Голливуда, пусть и уступающим по сборам такому рынку, как Китай. Сообщается, что в 2021 году прокат американских блокбастеров в России принес 601 млн долларов. Это составляет примерно 2,8 проц. всего мирового рынка. К примеру, копродукция Columbia Pictures и Sony фэнтези-комикс «Человек-паук: Нет пути домой» (Spider-Man: No Way Home) собрала в России кассу примерно 50 млн долл.

Чуть позже к замораживанию релизов присоединилась компания Paramount Pictures, отложившая релиз семейной приключенческой комедии «Соник-2» (Sonic the Hedgehog 2) с Джимом Керри. Она должна была выйти в российские кинотеатры в начале апреля.

«Трагический вызов»

Объясняя причины бойкота, представитель одной из студий сказал корреспонденту журнала «Голливуд рипортер»: «Если США и их союзники хотят отрезать Россию от всего мира, то как мы можем этого не замечать и выпускать там свои фильмы?».

«Россия является очень существенным сегментом международного кинопрокатного рынка, – сказал Шон Роббинс, главный аналитик сайта Boxoffice.com в интервью телеканалу CNBC. – Но гуманитарный кризис, возникший в последнее время, оказался причиной глубокой озабоченности для голливудских дистрибьюторов, оказавшихся перед трагическим геополитическим вызовом».

Американская ассоциация кинопромышленности (MPA), главная лоббистская структура Голливуда, выразила солидарность с мировым сообществом, осудив российское вторжение в Украину. «От имени компаний, входящих в MPA и являющихся лидерами в сфере кинопроизводства, телевидения и стриминга, – говорится в заявлении ассоциации, - мы выражаем нашу горячую поддержку кинообщественности Украины, которая, как и все люди, заслуживает жить и работать в мире».

Что касается Netflix, мирового лидера по стримингу фильмов и телесериалов, работающего в 90 странах, то он объявил о приостановке в России всех будущих производственных проектов и закупок готового контента. В их числе сериалы – остросюжетный криминальный детектив «ЗАТО», «Анна К.», новая адаптация «Анны Карениной» со Светланой Ходченковой, драмы «Петля» с Александром Петровым и «Ничего особенного» с Юрой Борисовым.

Онлайн-меню Netflix. Фото с монитора. Courtesy photo
Онлайн-меню Netflix. Фото с монитора. Courtesy photo

Кроме того, Netflix отказался подчиниться требованиям российского регулятора и включить в свое онлайн-меню два десятка федеральных каналов. Представитель Netflix объяснил это решение тем, что государственные каналы распространяют российскую пропаганду, которая, в частности, оправдывает вторжение в Украину.

В то же самое время сообщается, что Netflix на сегодняшний день сохраняет возможность оплачивать подписку на сервис для пользователей из России. Ранее зрители жаловались на проблемы с оплатой, которые возникли из-за недавних санкций. Впрочем, в любой момент ситуация может кардинально измениться.

Надвигается коллапс?

Отмена релизов мейджоров — вынужденная мера, а не политическое решение. Такое мнение выразил кинообозреватель «Известий» Сергей Сычев. По его словам, причина отмены заключается в коммуникации, которая вскоре окончательно прекратится.

«Россию отключают от SWIFT — это значит, что даже если «Бэтмен» выйдет в России, наш офис даже не сможет перечислить деньги в Америку, – отмечает он. – Выпуск фильма — это большая работа, сопровождаемая, например, пересылкой большого количества разного рода материалов, в том числе на физических носителях. Это взаимодействие через почту и мессенджеры. Всё это перестает работать или работает с затруднениями», — отметил Сычев.

По его словам, в результате пострадает российский кинопоказ, пострадают дистрибьюторы и кинопроизводство. Однако если во время пандемии государство помогло отрасли выстоять, то в этот раз одного российского контента для функционирования отрасли не хватит. Что касается утверждения Сычева, что замораживание американских релизов не является политическим решением, то это утверждение противоречит заявлениям голливудских мейджоров, осудивших российское вторжение в Украину».

У входа в студию Pixar. Photo: Oleg Sulkin
У входа в студию Pixar. Photo: Oleg Sulkin

Главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Александр Нечаев, которого цитирует портал газеты «Культура», говорит, что показы этих фильмов (голливудских студий) могли бы принести кинотеатрам до 5 млрд рублей, что больше всей февральской кассы. Как полагает Нечаев, если крупные студии не возобновят показы в РФ к маю, когда начинается сезон блокбастеров, российский рынок столкнется с массовым закрытием кинотеатров, увольнениями и коллапсом системы кинопроката. Большинство кинотеатров без голливудских лент будут нерентабельными, считает глава сети «Премьер-зал» Владимир Петелин.

Демарш и его последствия

«Голос Америки» попросил прокомментировать ситуацию кинокритика и телеведущую Екатерину Мцитуридзе, бывшего главного редактора журнала Variety Russia и экс-главу Роскино.

«Уход, или, я бы сказала, демарш, продемонстрированный мейджорами, покинувшими российской рынок, с одной стороны, логичен в череде санкций, которые приняты в отношении российских компаний в других гораздо более прибыльных и менее рисковых видах бизнеса, чем кино, – пишет в имейле Екатерина Мцитуридзе. – С другой стороны, непонятно почему Netflix, мейджор онлайн-дистрибуции, и по охвату аудитории и и по прибыли не сильно уступающий гигантам кинотеатрального проката, решил остаться».

«Надолго ли такое положение вещей, сложно сказать, – продолжала Мцитуридзе. – Ещё неделю назад мы в страшном сне все это не могли предвидеть. Такое развитие событий, если говорить с точки зрения кинобизнеса, может иметь разные последствия для российской киноиндустрии. Они могут быть как разрушительными для нашего кинопроката, если зритель, привыкший к качественному и зрелищному голливудскому контенту, предпочтёт интернет и перестанет ходить в кинотеатры (и здесь Netflix окажется вольным или невольным бенефициаром); так и в определённом смысле перспективными. Но здесь есть большое «но»: российским производителям придётся повышать качество, потому как пенять на низкие сборы и провалы вследствие неравной конкуренции с Голливудом, уже не получится. Мы все надеемся на лучшее. И в первую очередь на мир».

Из-за ощутимого удара со стороны американских кинокомпаний в России решили раньше графика выпустить на экраны новые российские фильмы и повторить показы старых фаворитов. Газета «Ведомости» со ссылкой на генерального директора «Централ Партнершип» (ЦПШ) Вадима Верещагина сообщает, что эта компания, входящая в холдинг «Газпром-Медиа», выпускает в эти дни новую комедийную мелодраму «Хочу замуж» с Милошем Биковичем и Кристиной Асмус. Сообщается также, что в российские кинотеатры вернут успешные в коммерческом отношении фильмы «Холоп», «Движение вверх» и «Батя».

XS
SM
MD
LG