Линки доступности

Посольство США о решении ЕСПЧ: Суд однозначно решил дело в пользу Грузии 


Тогдашний сенатор Джо Байден встречает самолет, доставивший американскую гуманитарную помощь беженцам из Южной Осетии. Архивное фото.Тбилиси, 17 августа 2008
Тогдашний сенатор Джо Байден встречает самолет, доставивший американскую гуманитарную помощь беженцам из Южной Осетии. Архивное фото.Тбилиси, 17 августа 2008

Грузия выиграла второй межгосударственный иск против России по итогам августовской войны 2008 года 

Решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) делает еще более весомыми требования международного сообщества в адрес России по поводу нарушения этой страной суверенитета и территориальной целостности Грузии. Так прокомментировали в Посольстве Соединенных Штатов в Тбилиси решение ЕСПЧ по делу «Грузия против Российской Федерации», касающегося российско-грузинской войны 2008 года. Согласно оценке американских дипломатов, тревожными и неприемлемыми являются попытки России контролировать и использовать грузинские регионы Абхазию и Южную Осетию посредством бордеризации, произвольных задержаний, ограничений на передвижение и оформления социально-экономических и военных «соглашений» с данными сепаратистскими регионами Грузии.

«Суд однозначно решил дело в пользу Грузии и установил ответственность России за нарушение множества статей Европейской конвенции по правам человека, включая задержания и пытки отдельных лиц, и лишение граждан Грузии права на возвращение в свои дома. Суд также постановил, что правительство России не провело полноценного и адекватного расследования событий, которые произошли во время и после боевых действий», — сказано в заявлении посольства.

Предыстория

В решении ЕСПЧ от 21 января говорится, что рассмотрев дело «Грузия против Российской Федерации» суд установил, что после боевых действий 2008 года Россия нарушила шесть статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Так, ЕСПЧ признал Россию ответственной за нарушения следующих статей: право на жизнь (статья 2); запрет на пытки и наказание, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение (статья 3); право на свободу и безопасность (статья 5); право на защиту частной и семейной жизни (статья 8); защита собственности (статья 1 первого дополнительного протокола); свобода передвижения (статья 2 протокола № 4).

Эти нарушения распространяются на события, последовавшие за прекращением огня 12 августа 2008 года. Одиннадцатью голосами против шести судьи ЕСПЧ постановили, что события, происходившие в период с 8 по 12 августа 2008 года, не подпадают под юрисдикцию Российской Федерации.

Примечательно, что это единственное обвинение Грузии против России в данном деле, с которым ЕСПЧ не согласился.

Эту часть опубликованного 21 января вердикта Суда, российское Министерство юстиции решило назвать «победой России в ЕСПЧ». В российском заявлении говорится, что суд «признал необоснованными обвинения Грузии против России о событиях 8-12 августа 2008 года в Южной Осетии и Абхазии». Вместе с тем, в российском министерстве вынуждены были заявить о несогласии с выводами ЕСПЧ касательно ответственности российской стороны «за инциденты», имевшие место после 12 августа.

За что “не отвечает” Россия?

Комментируя единственное обвинение Грузии, которое не подтвердил ЕСПЧ, касающееся ответственности России за события в период с 8-12 августа 2008 года, Тинатин Бурджалиани, соавтор межгосударственного иска и бывшая замминистра юстиции, отметила, что Суд не вынес решения насчет ответственности России в эти конкретные дни, так как посчитал, что невозможно говорить об «эффективном контроле» над территорией в ходе активной фазы боевых действий.

«Согласно Конвенции, для Суда эффективный контроль территории является основанием для установления ответственности. Это особенно важно в случае экстратерриториальной юрисдикции, такой как ответственность России за де юре территории Грузии. Суд заявил, что как раз в это время (8-12 августа 2008 года) происходила борьба за установление контроля над этой территорией. Суд также постановил, что в ходе войны на Россию распространялись обязанности международного гуманитарного права, и, соответственно, она была обязана расследовать предъявленные ей обвинения касательно нарушения права жизни в ходе боевых действий», — заявила журналистам Бурджалиани.

Соавтор иска считает, что Грузия «достигла намеченной правовой цели». По её словам, ЕСПЧ подтвердил оккупацию Россией грузинских территорий, также как и ответственность России за выдворение грузин и лишение их права возвратиться в свои дома, за пытки грузинских военнопленных, негуманное отношение к гражданам, нарушение их права на жизнь. Более того, говорит Бурджалиани, Суд постановил, что все нарушения были осуществлены в качестве «административной практики», т. е. они являются результатом целенаправленной политики, а не отдельными, единичными инцидентами.

Правовые споры Грузии и России

Это второй межгосударственный иск против России, который Грузия выиграла в ЕСПЧ. Первое дело против РФ Грузия выиграла в 2014 году по делу о массовой депортации грузин в 2006 году, что произошло после ареста грузинскими правоохранителями четырёх российских офицеров по обвинению в шпионаже. Межгосударственный иск Грузия внесла в ЕСПЧ 26 марта 2007 года. Суд 3-го июля 2014 года постановил, что Россия нарушила в отношении грузинских граждан ряд статьей Европейской конвенции, в том числе ст. 3 – запрещение пыток, ст. 5 – право на свободу и личную неприкосновенность, ст. 8 – право на уважение частной и семейной жизни, ст. 13 – право на эффективное средство правовой защиты, и ст. 14 – запрещение дискриминации.

Еще одно дело, касающееся российско-грузинской войны, в настоящее время расследует Международный уголовный суд (МУС) в Гааге. В отличие от ЕСПЧ, который определяет ответственность государства, в компетенцию МУС входит преследование конкретных лиц, несущих ответственность за совершение международных преступлений.

XS
SM
MD
LG