Линки доступности

Фильм «На Западном фронте без перемен» стал фаворитом оскаровской гонки


Режиссер Эдвард Бергер c премией BAFTA.
Credit: Reuter
Режиссер Эдвард Бергер c премией BAFTA. Credit: Reuter

Первая германская экранизация романа Ремарка вызвала полемику

По мере приближения 12 марта, когда в Голливуде пройдет церемония вручения премий «Оскар», все громче голоса в поддержку одного из номинантов – эпической военной драмы «На Западном фронте без перемен» (All Quiet on the Western Front).

Машина для убийства

Картина германского производства, профинансированная стриминговым гигантом Netflix (она доступна для подписчиков), является новейшей экранной адаптацией классического романа Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен», выпущенного в свет в 1929 году. А год спустя с невероятной оперативностью снятая американским режиссером Льюисом Майлстоуном первая экранизация романа на третьей церемонии «Оскар» получила две ключевые награды – за лучший фильм и за лучшую режиссуру. Лента, признанная тогда вершиной голливудского реализма, была номинирована также на премии за лучшую операторскую работу и лучший сценарий, но не получила их. На этот раз новая версия может их получить.

53-летний немецкий режиссер Эдвард Бергер, работавший преимущественно на ТВ, написал сценарий по роману Ремарка совместно с британцами Йеном Стокеллом и Лесли Патерсон. Главный герой романа и фильма Пауль Бойман (запоминающийся актер Феликс Каммерер) отправляется с друзьями на фронт, в зону активных боевых действий между немцами и французами во время Первой мировой войны. Время действия – 1918 год, война на излете, но продолжает пожирать человеческие жизни.

В заслугу Бергеру ставят умение сочетать батальный размах и нюансированные характеры героев. Когда вчерашние школьники, и в их числе Пауль, впервые попадают на передовую, их наивный восторг, с которым они отправлялись воевать, сменяется страхом, ужасом и растерянностью. Они прячутся от вражеского артиллерийского обстрела в бункере, который фактически оказывается смертельной ловушкой. Добро пожаловать в ад!

Один из самых впечатляющих эпизодов фильма – танковая атака французов. Огромные бронированные чудища ползут по обезображенной равнине. Пауль и его сослуживцы проявляют чудеса героизма, что многим критикам напомнило аналогичные эпизоды в фильме Спилберга «Спасти рядового Райана».

В другой шоковый момент немецкий солдат просит пощады у француза, но тот, не колеблясь, направляет на него пламя огнемета. А сцена, когда друга главного героя смертельно ранит сынишка французского фермера, мстя за мародерство, напоминает фильмы ужасов про захолустье.

В фильме впечатляюще показан процесс постепенного расчеловечивания героя, который превращается в машину для убийства. И лишь однажды, оказавшись в гигантской воронке от взрыва рядом с умирающим от его же штыка французом, он мучительно остро осознает вопиющую неправильность войны и насильственной смерти. Ведь у этого агонизирующего «врага» есть, вернее, были семья, дети, моменты счастья.

Темная лошадка

Сегодня киноэксперты сходятся во мнении, что урожай наград на предстоящих «Оскарах» для этого фильма «На Западном фронте...» может оказаться более весомым, чем у его легендарного предшественника почти столетней давности.

Премии BAFTA (Британской академии кино) обычно считают провозвестником премий «Оскар», присуждаемых голосованием членов Американской киноакадемии. «На Западном фронте...» забрала семь наград BAFTA из 14 номинаций. Картина Бергера имеет 9 номинаций на «Оскара», – столько же, сколько у экзальтированной ирландской драмы «Банши Инишерина», и на две меньше, чем у лидера гонки, фантастической комедии «Все везде и сразу».

В категории «лучший адаптированный сценарий» главным фаворитом до недавнего времени считался авторский проект сценариста и режиссера Сары Полли, феминистская ретродрама «Говорят женщины». Но после оглашения призов BAFTA голливудские букмекеры резко подняли ставки фильма Бергера, который считается теперь одним из фаворитов в главной номинации «лучший фильм» и абсолютным лидером в категории «лучший международный фильм» (так с недавних пор называется категория фильмов на иностранных языках).

Впрочем, буквально повторить успех фильма 1930 года новая версия не сможет хотя бы потому, что ее нет в числе номинантов в категории «лучший режиссер», где первенствовал Льюис Майлстоун. Но возможны сюрпризы в других категориях. Некоторые эксперты считают, что «На Западном фронте...» может оказаться той самой темной лошадкой, которая вырвется в лидеры на самом финише. Они напоминают недавнюю сенсацию, когда непритязательная семейная драма «CODA: Ребенок глухих родителей» опередила куда более солидных конкурентов на 94-й церемонии «Оскар».

«На Западном фронте без перемен» Credit: Netflix
«На Западном фронте без перемен» Credit: Netflix

Любопытна, например, ситуация в категории «лучшая операторская работа». После того, как операторская гильдия прокатила «Топ Ган: Маверик», который критики считали одним из фаворитов в этой категории, шансы картины Бергера подскочили. Ни «Элвис», ни «Тар», ни «Империя света», ни «Бардо», по мнению ряда наблюдателей, не могут тягаться с виртуозной камерой Джеймса Френда, который запечатлел войну как гипнотическую кровавую феерию. Его стиль напоминает «апокалиптический реализм» Элема Климова и его оператора Алексея Родионова в «Иди и смотри».

Перемирие и круассаны

Известно, что антивоенная книга Ремарка, пользовавшаяся огромным успехом у читателей, причем, не только в Германии, но и во многих других странах, стала сразу же объектом нападок нацистов. А когда Гитлер пришел к власти, книгу новые власти страны признали антинемецкой, изьяли из продажи и из библиотек и сжигали на кострах.

Как считает обозреватель газеты «Гардиан» Николас Барбер, сегодняшние немцы могут возмутиться тем, что их предки показаны в новом фильме хорошими парнями, достойными сочувствия.

«Вносить изменения в классический роман всегда дело сомнительное, – пишет Барбер,. – но может ли быть худшее время чем сейчас, чтобы прославлять захватчиков?»

Он цитирует немецких кинокритиков, которые удивлены тем, как далеко Бергер ушел от первоисточника Ремарка. Режиссеру и его соавторам вменяют в вину, что они не включили в нарратив ряд важных эпизодов книги, добавив эпизоды, которых в книге нет.

Как замечает Барбер, французы показаны брутально жестокими, а немцы чаще предстают жертвами. Это возмутило бы Ремарка, подчеркивает он.

Критик счел банальным показ вопиющего «классового» контраста между скудным бытом солдат в окопах и вызывающей роскошью их военачальников, которым в штабных вагонах распивают чаи с круассанами.

Сравнивая то, как показаны военные лидеры Франции и Германии в канун и во время подписания документа о перемирии, фактически завершившего войну, Барбер замечает, что германская сторона изображена с заметным сочувствием.

Германский политик (актер Даниэль Брюль) пытается смягчить ряд требований союзных войск, озвученных суровым маршалом Фошем. Но маршал не идет на уступки, требуя, чтобы все пункты договора были удовлетворены. Германский политик умоляет маршала: «Будьте справедливы к врагу. Иначе он возненавидит такой мир». Собственно, ход мысли не нов. Версальский мир оказался лишь перемирием на двадцать лет, после чего Германия развязала еще более страшную войну.

Как и ряд других критиков, Барбер упоминает в своей рецензии реальную войну, бушующую в Украине.

«Мессидж фильма таков,– пишет обозреватель «Гардиан», – если вы вторгаетесь в другую страну, будьте готовы к тому, что ваши бравые ребята подвергнутся жесткому обращению как со стороны военных, так и со стороны мирных жителей».

Звук и образ

Обозреватели отдают должное высокому уровню таких компонентов искусства кино, как работа художника-постановщика, костюмы и грим. В этих номинациях у фильма «На Западном фронте...» есть предпочтительные шансы получить премии «Оскар».

Создатели фильма нашли компанию в Польше, которая подрядилась пошить огромное количество военных униформ, изготовить сотни касок и пар обуви как для героев, так и для массовки. Кроме того, они открыли на время съемок пошивочную мастерскую в Праге, где были изготовлены многие костюмы и другие предметы одежды. Для главных героев шили по несколько комплектов униформ разной степени изношенности.

«На Западном фронте без перемен» Credit: Netflix
«На Западном фронте без перемен» Credit: Netflix

Бергер и его соратники понимали, что в боевых условиях солдат не может оставаться чистеньким, гладковыбритым, с хорошо уложенной прической. За этот съемочный «фронт» отвечала стилист и визажист Хейке Меркер, работавшая прежде над такими фильмами, как «Сумасшедшие богатые азиаты» и «Гранд Будапешт отель».

То, как выглядят в боевых условиях герои фильма, – это отражение «окопной правды», которая многие годы в европейском и американском кино не находила выхода на экраны. Меркер рассказывала, что тщательно изучала фотографии и хронику Первой мировой, и очень была впечатлена документальным фильмом-реконструкцией Питера Джексона «Мы никогда не состаримся».

И, конечно, фильм очень много выиграл, получив крайне необычную звуковую дорожку от композитора Фолькера Бертельманна. Композитор рассказал в одном из интервью, что режиссер, объясняя ему замысел, попросил его своей музыкой «разрушить фильм». Они согласились, что музыка не должна педалировать и эмоционально дублировать происходящее на экране, как это обычно происходит с киномузыкой. Бертельманн придумал зловещий утробный звук, который призван передавать физиологическое ощущение ужаса, которое испытывает Пауль, попадая в окопы. Его дополняет короткий как выстрел и несколько неуклюжий звук маршевого барабана. Композитор также рассказал, что использовал для звуковой дорожки старинную гармонику, которую сохранила его прабабушка.

Форум

XS
SM
MD
LG