Линки доступности

Эксперты в эфире «Голоса Америки» – о саммите Трампа и Ким Чен Ына


По мнению политологов, говорить об успехе или неудаче встречи лидеров США и Северной Кореи еще рано

Саммит президента США Дональда Трампа и лидера Северной Кореи Ким Чен Ына, состоявшийся в начале этой недели в Сингапуре, освещался «Голосом Америки» на всех его медийных платформах.

После прямых эфиров, репортажей, публикаций в социальных сетях и интервью, в том числе и личного интервью Греты ван Састерен с президентом США Дональдом Трампом, настало время анализа, с которым в эфире различных служб «Голоса Америки» выступали эксперты.

В их комментариях отразилась вся сложность события, которое многие называют историческим, отмечая при этом, что вопросов по-прежнему остается больше, чем ответов.

Томас Кантримэн: декларация Пхеньяном всех своих ядерных вооружений и складов была бы серьезным шагом доброй воли

Томас Кантримэн (Thomas Countryman), бывший заместитель госсекретаря США по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности, выступая в специальной программе «Вашингтонский час» Корейской службы «Голоса Америки», заявил, что саммит в Сингапуре является только началом необходимой сложной работы: «Я бы сказал, что на настоящий момент ни одна из сторон ничего существенного не приобрела, и ни от чего очень существенного не отказалась. Позитивно то, что эта возможность двух лидеров сфотографироваться друг с другом отодвигает вероятность военного конфликта в Азии, но настоящая тяжелая работа сейчас только начинается».

Бывший высокопоставленный сотрудник Госдепартамента США напоминает, что договоренности Вашингтона с Пхеньяном заключались и раньше: «Заявление о денуклеаризации очень похоже на то, которое было достигнуто 25 лет назад, во время президентства Билла Клинтона. Неудивительно то, что точки зрения на этот процесс у США и Северной Кореи разные, как и то, что господа Трамп и Ким – это не те люди, которые бы разрешили все противоречия в течение одного дня. Но это должно стать главным приоритетом для последующих встреч дипломатов двух стран».

Томас Кантримэн считает, что процесс реального ядерного разоружения режима Ким Чен Ына займет долгое время: «У Северной Кореи (для ее существующей ядерной программы – Д.Г.) есть множество объектов, сотни зданий и тысячи ученых, и нужно будет обратить внимание на них всех и убедиться в том, что ничего из этого не будет больше задействовано в производстве вооружений. Так что это – задача на годы».

По словам эксперта в области вооружений, требовать объемистых письменных договоренностей прямо сейчас было бы нереально: «Я не уверен в том, что это возможно и нужно – немедленно изложить на бумаге, то есть составить письменные договоренности обо всем, что требуется от Северной Кореи. Надо начинать переговоры, сужая разногласия, но не обязательно сразу что-то подписывать до того, как серьезный прогресс во взаимопонимании будет достигнут».

Томас Кантримэн считает, что Пхеньян мог бы сейчас продемонстрировать свою готовность к конкретным действиям с помощью нескольких шагов: «Что бы могла сделать Северная Корея – это задекларировать публично все свои ядерные материалы, вооружения и места, где их делают и складируют. Они также могли бы вернуться к соблюдению Договора о нераспространении ядерного оружия, из которого, по словам Пхеньяна, они вышли, и ратифицировать договор о запрете ядерных испытаний. Это был бы серьезный жест доброй воли».

Александр Вершбоу: отмена совместных учений с Кореей – большая ошибка Трампа

Старший эксперт «Атлантического совета» Александр Вершбоу (Alexander Vershbow), бывший посол США в России и Корее, в той же программе Корейской службы «Голоса Америки» высказал жесткую критику действий президента США: «Это была неплохая встреча в смысле ее атмосферы, но абсолютно разочаровывающая по ее сути: не произошло никакого продвижения к денуклеаризации (Корейского полуострова – Д.Г.), и в действительности эти договоренности гораздо слабее, чем другие договоренности при других администрациях США. Дональд Трамп, судя по всему, решил в одностороннем порядке приостановить американо-южнокорейские военные учения, что наносит серьезный ущерб нашему союзничеству».

Александр Вершбоу уверен, что ясности в вопросе, как пойдет процесс достижения дальнейших компромиссов между Вашингтоном и Пхеньяном, не прибавилось: «Соединенные Штаты пытались в течение всей недели, предшествовавшей саммиту, сократить разрыв в понимании сути денуклеаризации между ними и Пхеньяном, и даже Сун Ким (спецпредставитель США по Северной Корее – Д.Г.) был отозван для этого со своей другой работы, но не было достигнуто абсолютно ничего, и все вопросы остались без ответа, в том числе и вопрос о том, что Ким Чен Ын хочет взамен. Мы можем подозревать, что он хочет серьезного сокращения военного присутствия США в Южной Корее, если не полного вывода наших войск оттуда. Возможно также, что он хотел бы снятия нашего “ядерного зонтика” над Кореей».

Особенное беспокойство у Александра Вершбоу как у бывшего заместителя генерального секретаря НАТО вызвало сообщение о возможной отмене совместных военных маневров Вашингтона и Сеула: «Заявив о возможности приостановки совместных учений с Кореей, президент Трамп совершил большую ошибку. Как ветеран НАТО, я знаю, что ключ к эффективной обороне и сдерживанию – это поддержание боеготовности своих сил и демонстрация того, что они готовы действовать без предупреждения, а также того, что они могут взаимодействовать с союзными силами. Чтобы достичь нужного уровня готовности, такие учения должны проводиться каждый год. Когда президент посылает сигнал о том, что такие вещи для него не важны, то я думаю, мои друзья в Европе будут также этим обеспокоены».

Эрик Гомес: США могут вернуться к учениям с Кореей при отсутствии динамики

Эксперт Института Катона в Вашингтоне, специалист по вопросам оборонной политики США в Юго-Восточной Азии Эрик Гомес (Eric Gomez) в эфире Русской службы «Голоса Америки» поделился своим противоречивым впечатлением от саммита: «К сожалению, я не думаю, что в произошедшем было много существенного, но этого можно было ожидать, поскольку саммит был организован в очень короткие сроки, не было достаточно времени для того, чтобы разобраться с противоречиями, и вместо этого мы увидели общие заявления о больших планах на будущее».

«Обе стороны указывают на некий успех: Ким заявляет, что этим успехом является сама его встреча с президентом США; Трамп говорит, что начались переговоры, и достигнуто согласие о продвижении вперед, но в реальности там мало что есть… США заявили, что прекратят совместные учения с Кореей, и Ким может считать это неким своим успехом, но США могут от этого в любой момент отказаться, если увидят, что динамика не такова, какую хотелось бы видеть», – полагает Эрик Гомес.

Эксперт говорит, что ясности с тем, что понимает сам президент Трамп под «денуклеаризацией» Северной Кореи, тоже пока нет: «Экспертное сообщество в США полагает, что речь идет о демонтаже ядерных объектов, сведения всех программ к научным исследованиям и режиме верификации этих действий, но от самого Трампа поступает очень мало деталей. Возможно, это его тактика, чтобы дать возможность обсуждать детали в частном порядке и за закрытыми дверями».

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG