Линки доступности

Может ли украинский бизнес получить репарации?


Промзона Мариуполя во время боев в городе.
Промзона Мариуполя во время боев в городе.

Уничтоженная инфраструктура, вывоз технологий и готовой продукции – вот лишь неполный список того, с чем столкнулись украинские предприятия во время полномасштабной российской агрессии

В прошлом – 2022 году – из-за полномасштабного российского вторжения, украинская экономика сократилась на 30%. Такое заявление сделал премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. По его словам, убытки «Укрэнерго» составляют около 200 миллионов долларов. Большая часть предприятий были уничтожены российской армией: речь идет как о малых, так и о гигантах, например, «Азовстали». Президент Украины Владимир Зеленский внес возмещение Россией нанесенных убытков в список предложений Украины по миру. Американские эксперты отмечают: выплата репараций – процесс сложный и может длиться годами.

Уничтоженная инфраструктура, вывоз технологий и готовой продукции – вот лишь неполный список того, с чем столкнулись украинские предприятия во время полномасштабной российской агрессии. Убытки, которые понесла Украина и владельцы бизнесов, по подсчетам экспертов, оцениваются в десятки миллиардов долларов. Только в одном Мариуполе пострадало несколько металлургических комбинатов-гигантов – «Азовсталь» и комбинат имени Ильича: цеха были разрушены, аппаратура и готовая продукция вывезены в Россию. СКМ пока является единственной крупной украинской компанией, которая решила в судебном порядке добиваться возмещения убытков, причиненных Россией. На данный момент они оцениваются в 17-20 миллиардов долларов.

«В Мариуполе у нас было около 30 предприятий разного масштаба, которые создавали между собой экосистему. На момент полномасштабного вторжения на них работало более 30 тысяч человек. – рассказывает директор по коммуникациям украинской компании СКМ Наталья Емченко. – Бизнес очень заинтересован в правосудии как в инструменте предотвращения войн и преступлений в будущем. У бизнеса СКМ – ДТЕК – есть иск против государства Россия в Лондонском международном арбитражном суде относительно наших энергетических активов, которые были украдены в Крыму. Иск был подан в 2018 году. В июле прошлого года в ЕСПЧ был подан иск от имени Рината Ахметова – владельца СКМ – против государства Россия относительно ущерба, нанесенного с 24 февраля 2022 года».

Эксперты отмечают: судебные процессы, связанные с репарациями, могут тянуться годами.

«В настоящий момент трудно представить какие-либо согласованные действия, в рамках которых Россия берет на себя ответственность за войну, что является принципом номер один, чтобы затем даже перейти к рассмотрению вопроса о репарациях. – отмечает профессор Роберт Инглиш из университета Южной Каролины (Robert English, co-director, Central European Studies University of Southern California). – Одним из инструментов может стать Европейский суд по правам человека, который в прошлом уже принимал резолюцию о возмещении ущерба. Но Россия больше не является стороной права в ЕСПЧ. Есть еще Международный уголовный суд. Однако на его решение может быть наложено вето в Совете Безопасности, поскольку Россия является его постоянным членом».

Украина понесла потери, невиданные со времен Второй мировой войны, и для того, чтобы выяснить, существуют ли принципы, которые можно адаптировать к современным условиям, следует изучить исторические механизмы возмещения ущерба.

Репарации для украинского бизнеса
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:28 0:00

По словам профессора Кристины Хук из Университет Кеннесо (Kristina Hook, assistant Professor of Conflict Management School of Conflict Management, Peacebuilding, and Development, Kennesaw State University), Самый свежий прецедент связан с репарациями Ирака после оккупации Кувейта в 1990-91 гг.

«Примечательно, что репарации Ирака были основаны на резолюциях Совета Безопасности ООН, а Генеральная Ассамблея ООН в ноябре 2022 года приняла резолюцию, призывающую Россию выплатить репарации за ее агрессивную войну против Украины. Хотя эта резолюция не имеет обязательной силы, она может быть использована национальными правительствами, особенно в Европе и Северной Америке, в их обосновании окончательной передачи активов российских олигархов в Украину или даже активов российского Центрального банка, замороженных в результате санкций», – отмечает она.

Профессор Хук добавляет, что решение правовых рамок и методов конфискации российских активов является первым шагом, после которого партнеры Украины будут работать с украинским правительством над созданием механизмов и формул для распределения активов украинскому правительству, государственным и региональным органам, а также определения процедур возмещения для граждан и предприятий.

«Бизнес должен фиксировать нанесенный ущерб, оценивать его, подавать иски в международные суды. Чем больше будет исков, чем больше будет давления, тем быстрее будет работать глобальная система правосудия», – считает Наталья Емченко.

Эксперты советуют также не забывать, что вопрос выплат репараций Украине носит не только юридический, но и политический характер.

«Россия нанесла такой колоссальный ущерб Украине и настолько явно является агрессором, что мы должны установить новые стандарты. И это не значит, что все будет просто и что мы можем просто быстро что-то навязать России или заставить ее что-то сделать. Это все равно потребует политических изменений. Но я думаю, что масштабы этой войны и необходимость действительно внедрить механизмы, сдерживающие от подобных событий в будущем, означают, что мы не можем продолжать жить как обычно», – отметил Роберт Инглиш.

По словам профессора, для снятия санкций с России и ее возвращения в международное сообщество, Москве необходимо будет выплатить репарации.

  • 16x9 Image

    Александр Яневский

    Журналист. Закончил Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко. Работал на канале «1+1» и «5 Канале». На «Голосе Америки» с 2014 года. Был одним из двух корреспондентов «Голоса Америки», освещавших выборы президента России в 2018 из Москвы. Уделяет внимание теме американо-украинских и американо-российских отношений. Автор документального фильма "Стена между нами" о ситуации на южной границе США.

Форум

XS
SM
MD
LG