Линки доступности

Политика Байдена в отношении России: взгляд из Нью-Йорка


Участники дискуссии. Фото с экрана монитора
Участники дискуссии. Фото с экрана монитора

Эксперты Колумбийского университета заглядывают в будущее российско-американских отношений

В Институте Гарримана состоялась онлайн-дискуссия по поводу будущей политики новой администрации США в отношении России. Директор института Александер Кули (Alexander Cooley) пригласил для дискуссии четырех своих коллег-политологов, ведущих экспертов в области изучения России и постсоветского пространства.

Как констатировал в своем вводном слове профессор Кули, за время нахождения у власти администрации Трампа отношения между двумя странами ухудшились, и враждебные действия России стали одним из ключевых аргументов во внутриполитической борьбе в США. Ожидается, что кабинет Байдена предпримет активные действия по восстановлению модели «нормальной дипломатии», в том числе и в отношении России. Какие механизмы должны быть задействованы администрацией Байдена для преодоления трудностей на этом пути? Реально ли вернуться к конструктивному сотрудничеству Вашингтона с Москвой, или мы обречены еще четыре года иметь дело с новой реинкарнацией «холодной войны»? И как внутриполитическая обстановка в обеих странах может повлиять на приоритеты внешней политики США?

Перезагрузки не будет

Первым получил слово почетный профессор Колумбийского университета Роберт Легволд (Robert Legvold), эксперт по вопросам международных отношений на постсоветском пространстве. С 1986 по 1992 год он работал директором Института Гарримана.

«Речь не может идти о новой перезагрузке, слишком велики препятствия, – сказал профессор Легволд. – Вызовы слишком серьезны, в особенности, в сфере национальной безопасности».

Легволд предложил несколько рекомендаций для новой администрации США. Он считает санкции неэффективным инструментом воздействия и полагает, что они должны подкрепляться или даже заменяться другими, более действенными мерами.

«Мы должны отдавать себе отчет, что в лице Путина имеем дело с клептократическим режимом, – сказал профессор Легволд. – Наша цель – максимально сдерживать этот режим, который идет на все для своей легитимации, включая убийства, отравления неугодных, репрессии в отношении оппозиции и просто несогласных. Осознавая агрессивность этого режима и враждебность его в отношении США и Запада в целом, мы призваны укреплять национальную оборону, в первую очередь, усиливать кибербезопасность. Новая концепция дипломатии предполагает кардинальный пересмотр и приоритизацию внешнеполитических задач. Полагаю, разовая масштабная перезагрузка не реальна. Мы должны делать небольшие шаги, но делать их быстро».

Кимберли Мартен (Kimberly Marten), профессор политических наук в Барнард-колледже, входящем в структуру Колумбийского университета, предупредила, что догадки и прогнозы – дело шаткое, и поэтому желательно оперировать только фактами. Она сфокусировала внимание на кадровом обновлении Госдепа.

«Мы вправе ожидать от администрации Байдена стабилизации принципов внешней политики, – сказала профессор Мартен. – Особенно важно возвращение США к политике более тесного сотрудничества с союзниками, в первую очередь, в структуре НАТО.

Анализируя кадровые назначения в Госдепе, профессор Мартен обратила внимание на то, что российское направление усилено опытными дипломатами периода президентства Обамы, придерживающимися жесткого курса в отношении режима Путина. Речь идет, в первую очередь, о новом госсекретаре Энтони Блинкене, его заместителе Уэнди Шерман и Виктории Нуланд, номинированной на третью по важности позицию в Госдепе.

Как считает Мартен, российское направление, скорее всего, не станет главным для Блинкена и его команды. «Внешняя политика США будет ориентироваться на союз с другими странами свободного мира и, одновременно, на противодействие коррумпированным автократическим режимам, – заметила профессор Мартен. – Идеи и ценности не будут рассматриваться отдельно друг от друга. Что касается России, то главными сферами противостояния с ней будут кибербезопасность, война в Украине и внутренние репрессии, в том числе применение Кремлем химических веществ для устранения неугодных».

Рычаги и риторика

«Путина объединяют с другими автократами мира публичная демагогия, – считает Тимоти Фрай (Timothy Frye), профессор Колумбийского университета и директор Международного центра изучения институтов и развития Высшей школы экономики в Москве. – Они взяли на вооружение язык жертвы. Мол, мы заперты в осажденной крепости, и обороняемся от агрессии Запада. Но, конечно, при первой же возможности жалобная риторика умолкает и в полной мере проявляется откровенный экспансионизм. Захват Крыма стал своего рода наградой для Путина, который заработал дома неплохие популистские очки этой неприкрытой агрессией. Но со временем реальность дает себя знать, и сегодня «патриотического» энтузиазма у российского народа относительно Крыма заметно поубавилось. Аналогичным образом весьма настороженно многие люди в России стали относиться к витающим в некоторых сферах идеях «объединения» с Беларусью».

Тимоти Фрай считает недавние массовые акции протеста в десятках городов России против незаконного ареста Навального и гигантской коррупции, выявленной в сенсационном видеорепортаже «Дворец Путина», наглядным свидетельством изменения внутриполитического климата в России.

Как он считает, россияне в массе своей недовольны продолжительной экономической стагнацией, которую они напрямую связывают с масштабным воровством правящей верхушки. Жертвенная риторика «осажденной крепости» уже не работает так эффективно, как раньше, считает Фрай.

Вместе с тем он призывает новое руководство Госдепа не отметать такие традиционные формы сотрудничества двух стран, как молодежные образовательные обмены и бизнес-сотрудничество. «Мы должны продолжать демонстрировать русскому народу наши благие намерения и искреннее желание улучшить отношения», - отметил Фрай.

Политолог Элиза Джулиано (Elise Giuliano), профессор Колумбийского университета, очертила в своем выступлении круг вопросов, связанных с Украиной.

«Уже седьмой год продолжается вооруженный конфликт на Донбассе, – сказала она. – Россия продолжает военное вмешательство в Украине. При всех геополитических изменениях украинский узел остается ключевой позицией в отношениях Европы и России, США и России. Почему? Потому что от того, как и когда разрешится этот конфликт, во многом зависит безопасность Европы и США, а также будущее всего пояса постсоветского пространства, в который входят, помимо Украины, Беларусь, Молдова, Грузия, Армения и Азербайджан».

По мнению Джулиано, Байдену надлежит срочным образом восстанавливать доверие к США со стороны партнеров по НАТО.

«Я не исключаю, что будет пересмотрена базовая архитектура отношений с республиками бывшего Советского Союза, – полагает она. – Что не вызывает сомнений, так это курс администрации Байдена на заметное усиление экономической и военной помощи Украине, а также содействие Киеву в борьбе с коррупцией, в первую очередь, с такими одиозными олигархами, как Игорь Коломойский и Дмитрий Фирташ. Кроме того, нужно понять, насколько действенна должность специального представителя Госдепа по вопросам Украины (занимавший эту должность Курт Волкер подал в отставку в 2019 году в ходе известного скандала, приведшего к первому импичменту президента Трампа. – О.С.). По моему мнению, эта позиция неэффективна».

Отвечая на вопрос корреспондента Русской службы «Голоса Америки» о возможных вариантах реакции администрации Байдена на арест Навального и массовые протесты в России, Кимберли Мартен предположила, что новыми санкциями дело не ограничится.

«Мне кажется, что новая администрация будет искать дополнительные рычаги воздействия на Россию, – заметила она. – Какие это конкретно рычаги, мы пока не знаем».

По мнению Тимоти Фрая, необходимо призвать Россию к ответственности за отравление Алексея Навального боевым отравляющим препаратом «Новичок». Ведь Россия подписала Конвенцию о запрещении химического оружия (Россия ратифицировала эту конвенцию в 1997 году. - О.С.) Однако, как заметил он, какие бы меры ни предпринял Вашингтон по делу Навального, реакция Кремля будет прогнозируемо однозначной.

«Мы знаем, что любая попытка критики внутренней политики Кремля вызывала и вызывает резкую антизападную реакцию: мол, во всем виновато ЦРУ, – сказал профессор Фрай. – Здесь новаций не предвидится».

XS
SM
MD
LG