На ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности, проходившей с 14 по 16 февраля, новая администрация США много и публично говорила о своей позиции по прекращению российской войны в Украине. Высокопоставленные политики из Вашингтона провели много часов в выступлениях, переговорах и круглых столах, и их высказывания были обращены к самым разным аудиториям.
В Мюнхене Соединенные Штаты были представлены как чиновниками администрации, так и членами Конгресса, и в разных форматах общения ими раздавались разные сигналы: некоторые из освещавших конференцию медиа предположили, что, возможно, именно так и было задумано.
Например, вице-президент США Джей Ди Вэнс в своем выступлении на пленарном заседании 14 февраля едва упомянул Россию и Украину, сосредоточившись в основном на критике Европы за то, что она, по его словам, отошла от таких понятий демократии, как свобода слова и внимание к мнению избирателей:
«В то время как администрация Трампа очень обеспокоена европейской безопасностью и считает, что мы можем прийти к разумному урегулированию между Россией и Украиной…, угроза, которая меня больше всего беспокоит в отношении Европы – это не Россия, это не Китай, это не какой-либо другой внешний субъект. То, что меня беспокоит, это угроза изнутри: отход Европы от некоторых из ее самых фундаментальных ценностей, ценностей, общих с Соединенными Штатами Америки».
10-минутная речь вице-президента США в пятницу была крайне болезненно воспринята целым рядом европейских политиков, в особенности немецких: канцлер Германии Олаф Шольц и министр обороны этой страны Борис Писториус прямо раскритиковали Вэнса за поощрение крайне правых политических объединений, а президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер обвинил руководство США в том, что оно «не обращает внимания на устоявшиеся правила, сложившиеся партнерские отношения и доверие».
Однако буквально в тот же день Джей Ди Вэнс во главе делегации США встретился с президентом Украины Владимиром Зеленским и его командой, и этот разговор начался с заявления вице-президента США о желании «достичь прочного, длительного мира, а не такого мира, который приведет к конфликту в Восточной Европе через несколько лет».
Именно такую формулировку часто использует и сам Зеленский, говоря, что Украине не нужны новые Минские соглашения, которые даже не заморозили, а лишь слегка подморозили военные действия, развернувшиеся в полную силу с российским вторжением в 2022 году.
Возможно, поэтому, а также в силу убежденности, что без США обеспечить безопасность Украины будет крайне сложно (об этом говорили и сам Владимир Зеленский, и его министр иностранных дел Андрей Сибига), украинские представители высказывались по поводу позиции и последних шагов администрации США гораздо мягче, чем их коллеги из Западной Европы. Кроме того, после переговоров Вэнса и Зеленского некоторые украинские эксперты, знакомые с их содержанием, говорили западным медиа, что этот разговор прошел гораздо лучше, чем они ожидали, и в целом был «очень хорошим».
«Двухканальный подход»
В свою очередь, спецпредставитель президента США по урегулированию в Украине Кит Келлог принимал участие в нескольких открытых мероприятиях, и в их ходе он говорил об учете интересов Украины и Европы в любых переговорах – правда, с определенными нюансами.
Келлог, в частности, сообщил, выступая на круглом столе с европейскими политиками 15 февраля, что в настоящее время у Вашингтона существует «двухканальный» подход к мирным переговорам, когда одни представители США взаимодействуют с Россией, а другие – с Украиной и союзниками. Келлог сказал, что лично он работает по второму направлению, и уверял, что и Украина, и Европа должны быть частью переговоров по мирному урегулированию: «Нужно привлекать союзников. Будут ли Украина и Европа играть в этом роль? Конечно, будут. Это невозможно сделать, исключив кого-либо из них».
Однако, по словам спецпредставителя Трампа, Европа, возможно, физически не будет присутствовать за столом переговоров, хотя интересы региона будут приняты во внимание. «Чего мы не хотим, так это вступать в большую групповую дискуссию» - заявил Кит Келлог, приведя в пример все те же Минские соглашения, когда, по его словам, за столом было слишком много переговорщиков.
Спецпосланник президента США при этом ответил отрицательно на вопрос, может ли он сейчас изложить то, какими он видит надежные гарантии безопасности для Украины. Впрочем, Келлог, так же как и вице-президент США Вэнс, заявил своим собеседникам о желании Соединенных Штатов «быть уверенными, что это будет прочный и устойчивый мир».
Позже в субботу Кит Келлог, уже в ходе другого круглого стола, отметил, что соглашение по завершению российской войны в Украине может включать территориальные уступки со стороны России. При этом стоит отметить, что Кремль неоднократно исключал возможность таких уступок.
Спецпредставитель президента США также написал, что переговоры Вэнса и Зеленского были конструктивными. «Я буду опираться на конструктивные разговоры Вэнса с президентом Зеленским во время моего предстоящего визита в Украину» – сообщил он в сети Х.
У Конгресса – свой канал публичной дипломатии
В Мюнхенской конференции-2025 участвовала и большая группа членов Конгресса США, среди которых большинство составляли убежденные сторонники продолжения поддержки Украины и критики Владимира Путина. Сенаторы от обеих партий – республиканцы Роджер Уикер и Линдси Грэм, а также сенатор от Демократической партии Джин Шахин – говорили о том, что Киеву нужно помочь обрести максимально сильную позицию на переговорах.
В частности, Линдси Грэм на круглом столе вместе с президентом Украины Владимиром Зеленским заявил, показав на украинского лидера, что США должны снабдить Украину большим количеством серьезных вооружений:
«Давайте вооружим этого парня до зубов, давайте дадим ему много F-16, а не просто несколько этих самолетов. Дайте им ATACMS, дайте им танки, потому что Украина может сражаться… Давайте заключим соглашение о полезных ископаемых, чтобы у вас там были интересы американского бизнеса. Путин не понимает, что происходит: если мы подпишем это соглашение о добыче полезных ископаемых – Путину крышка, потому что Трамп будет защищать заключенную им сделку, и это лучшее, что может произойти».
Также сенатор-республиканец от Южной Каролины предложил предусмотреть в ходе переговорного процесса немедленное вхождение Украины в НАТО, если Россия еще раз нападет на Украину:
«Дональд Трамп положит конец этой войне таким образом, что третьего вторжения России в Украину не произойдет. И еще есть у меня идея, на которую меня вдохновило «Искусство сделки» (книга Дональда Трампа и Тони Шварца – ред.): если мы не можем согласиться с тем, что они должны вступить в НАТО прямо сейчас, то, может, мы договоримся о том, что в случае нового российского вторжения они сразу вступят в НАТО? Вот пусть Путин и введет их в НАТО, если захочет».
В свою очередь, демократка Джин Шахин поддержала коллегу и сказала, что от идеи вступления Украины в НАТО отказываться не надо:
«Я не думаю, что мы должны отказываться от НАТО как возможности – я думаю, что для нас важно дать Украине как можно больше рычагов давления в ходе любых переговоров. Поэтому я согласна с сенатором Грэмом: мы должны предоставить им оружие, полагаю, что в конгрессе у этого будет двухпартийная поддержка. Я также думаю, нам нужно быть уверенными, что вопрос о членстве Украины в НАТО по-прежнему стоит на повестке дня. Мы должны сделать все возможное и обеспечить, чтобы Украина была за столом этих переговоров. Потому что одной из ошибок США в Афганистане было то, что само афганское правительство не сидело за столом переговоров, когда президент Трамп в свой первый президентский срок вел переговоры о заключении мирного соглашения в этой стране».
Реакция Европы и Украины
По итогам Мюнхенской конференции по безопасности европейские страны очевидно обеспокоены: это видно по решению президента Франции Эмманюэля Макрона собрать срочный европейский саммит, но котором будут обсуждать, как дальше действовать, исходя из сигналов из Вашингтона.
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, выступая в Мюнхене, напомнила: «Потерпевшая неудачу Украина ослабит Европу, но она также ослабит и США». Выступления других европейских лидеров показали, что они тоже так считают.
В свою очередь, Владимир Зеленский призвал Европу брать на себя больше, чтобы выглядеть единой и уверенной:
«Во-первых, вооруженные силы Европы как апгрейд НАТО. Во-вторых, общая европейская внешняя политика. В-третьих, уровень европейского сотрудничества, который Вашингтон должен воспринимать серьезно. В-четвертых, поддержка международного права. И, в-пятых, полное сохранение давления на Россию, потому что именно это давление гарантирует мир, а не слова Путина и не какие-то бумаги. Путин лжет. Он предсказуем. И он слаб. Мы должны использовать это – сейчас, а не потом».
В то же время, бывший министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергис в интервью каналу CNBC в субботу признал, что причина возможного отсутствия Европы за столом переговоров США, Украины и России – это то, что «Европа мало что может предложить».
«Если бы мы были готовы прямо сейчас предложить Украине войска, деньги, интеграцию в ЕС, то у нас мог бы вообще быть свой собственный "стол переговоров”. Это мы тогда могли бы пригласить украинцев, Путина, Трампа и кого угодно, чтобы поговорить о мире так, как это понимают Европа и Украина. А сейчас мы, к сожалению – лишь идущие следом. А когда вы просто идете следом, то вы зависимы – и тот, от кого вы зависимы, и диктует правила», – заключил экс-глава МИДа Литвы.
Форум