Линки доступности

Прохоров – проект Кремля или независимый кандидат?


Михаил Прохоров на встрече с молодыми избирателями (архивное фото)
Михаил Прохоров на встрече с молодыми избирателями (архивное фото)

Молодежь рассуждает, голосовать ли за олигарха на президентских выборах

Российский миллиардер Михаил Прохоров стал последним, кого Центральная избирательная комиссия зарегистрировала в качестве кандидата в президенты. Но по количеству дискуссий, которые вызывает его кандидатура, экс-председатель «Правого дела» точно не на последнем месте. Споры идут о том, является ли Прохоров «проектом Кремля», насколько он подходит на роль «любого другого кандидата», каковы шансы олигарха победить на выборах и кто его электорат. Корреспондент «Голоса Америки» обратилась к молодым россиянам с просьбой порассуждать, стоит ли отдавать ему свои голоса.

Евгений Каленов, инженер

Я считаю Прохорова игрой Кремля. Если судить по его заявлениям, он наименее оппозиционный из кандидатов. Мне понравился пункт его программы об антибюрократической политике и пункт о роспуске действующей Госдумы. Но думаю, что людям больше всего запомнится то, что уже создалось в общественном мнении на его счет: олигарх, Куршевель и трудовой кодекс.

Думаю, за Прохорова проголосует максимум протестного электората, который до этого распределялся между Зюгановым и Жириновским. Если второй тур все-таки будет, у него не меньше шансов выйти туда, чем у Зюганова. Ему стоит выступить на следующем митинге за честные выборы – этим он закрепит свою популярность у сторонников несистемной оппозиции и подчеркнет различия между собой и другими «дозволенными» кандидатами. Чтобы привлечь голоса оппозиционеров, он должен объявить о том, что намерен снять Путина со всех постов, полностью сменить правительство и назначить перевыборы президента до окончания 2012 года.

Юлия Архипова, студентка НИУ-ВШЭ

С одной стороны, Прохоров всячески старается откреститься от Кремля. С другой стороны, его зарегистрировали, а значит, запрета «свыше» не было. Как-то все мутно и непонятно. Как показывает практика, заявленная кандидатом программа редко претворяется в жизнь. Я не вижу смысла сегодня особо углубляться в ее текст – все равно президент, кого бы мы ни выбрали, не понесет никакой ответственности за невыполнение своей программы.

По всей видимости, его электорат – та часть среднего класса, которая ему доверяет. Если учесть, что за пределами МКАДа среднего класса не так уж много, то могу посочувствовать Прохорову. Мне кажется, что его потолок – 15 процентов. Оппозиция сегодня очень пестрая, поэтому привлечь голоса оппозиционеров в целом можно, только пообещав выполнить требования резолюций митингов, что, насколько я поняла, он и делает. Другой вопрос в том, что пообещать можно все что угодно. Выполнит ли?

Александр Залесский, дизайнер игр, участник движения «Солидарность»

Прохоров, как крупный бизнесмен, привык вести собственные игры и в то же время согласовывать игры с властью. Руководство партией и выдвижение в президенты Прохоров, как мне кажется, воспринимает как очередное увлечение, а не как серьезное политическое начинание. Так что его нельзя считать ни оппозиционером, ни «путинским» кандидатом, ни политиком вообще.

Программа Прохорова – обычная программа «за все хорошее» с добавлением (по итогам массовых протестных выступлений) пунктов о решительных политических реформах. Мне запомнилась его заявка сделать из России «хэдлайнера цивилизованного мира». Цель нужная, но Прохоров ее достичь не смог бы. В Москве Прохоров перетянет к себе часть избирателей «Яблока», и это может позволить ему набрать здесь десяток процентов. В целом по стране сильна традиционная ненависть к олигархам, и рассчитывать больше, чем на несколько процентов, Прохорову не приходится. Ни о каком выходе во второй тур не может быть и речи.

Прохоров до сих пор выходил на акции протеста как обычный гражданин, а не как важное лицо, что делает ему честь. Выступить ему в то же время стоит – например, чтобы ответить на один из основных вопросов, которые в отношении него ставятся: почему ЦИК нарушил собственный график работы ради приема документов, необходимых для его самовыдвижения?

Софья Кадочникова, студентка Московского государственного университета

Хотя Прохоров в последнее время часто делает заявления, которые могли бы быть слишком смелыми для «карманного кандидата», я ему не верю. Назвать его оппозиционером у меня язык не повернется: он призван создать видимость конкуренции в выборах, их демократичности, в первую очередь, доказать всем, что так называемые олигархи могут легко прийти во власть. Это лишь попытка доказать, что якобы каждый человек мог выдвинуться на выборах сам, а главное – что Ходорковский сидит вовсе не из-за того, что хотел участвовать в политической жизни.

Программа у него объективно хорошая, так как в ней человек практически любого социального уровня может увидеть внимание к своим интересам. Мне понравилось внимание к деталям и обширный экономический блок – больше, чем у всех остальных кандидатов. Но вообще Прохорова запомнят только по нападкам других кандидатов: Куршевель, скандалы, «этого вам мало, теперь в политику лезете, с жиру беситесь». Боюсь, Прохорова ждет участь партии «Правое дело» на предыдущих думских выборах.

Мой прогноз: до пяти процентов, может, чуть больше, если перетянет голоса молодежи у Зюганова в качестве «любого другого кандидата». Выход во второй тур, мне кажется, для него невозможен. Хотя практически все его выступления завязаны на том, что он во втором туре будет бороться с Путиным, а вот тогда уж и все самое важное случится.

Думаю, если он захочет выступить перед протестующими, его ждет участь Ксении Собчак на митинге на проспекте Сахарова 24 декабря. Чтобы привлечь голоса оппозиции, ему, например, следует больше тиражировать часть своей программы, которая идеологически близка протестующим и частично удовлетворяет их запросы. Можно пообщаться с представителями оппозиционных общественных организаций (захотят ли они – большой вопрос).

Алексей Болкунов, студент Российского государственного гуманитарного университета

Склоняюсь к тому, что Прохоров – не проект Кремля, ибо все утверждения находятся на уровне каких-то непонятных слухов и немного отдают даже параноидным бредом. Я считаю, что эта точка зрения так же неверна, как неверно утверждение, что российская оппозиция – проект Госдепа США. Прохоров скорее оппозиционер, чем нет. Возможно, когда-то ему и помог Кремль, но сейчас, скорее всего, уже не помогает.

Относительно предвыборной программы Прохорова хотелось бы отметить, что основной акцент в ней делается на упразднении вертикали власти. Полагаю, что люди запомнят и те пункты, где предлагается создавать государственный аппарат из профессионалов. Голосовать за Прохорова будут люди рациональные и прагматичные, считающие, что все в этой жизни зависит исключительно от них.

На следующем митинге выступить ему, несомненно, стоит! Ему нужно начать откровенный разговор с оппозицией с вопроса, на чем основываются утверждения в том, что он – кремлевский проект. Далее уже отвечать на вопросы и быть откровенным.

Мария Бадьева, студентка Российского государственного гуманитарного университета

Думаю, что Прохоров – кандидат Кремля, но стоит понимать, что «Кремль» тоже не монолитен – и там существуют разные группировки, в том числе и праволиберальные. Я бы считала его «внутренней оппозицией». Программу читала по диагонали. Как и большинство россиян, предпочитаю голосовать за конкретных личностей, чем за программы, ведь пока четко следовать написанному плану не в нашей традиции.

За Прохорова будут, в том числе и вынужденно, голосовать большая часть из тех, кого мы имели честь видеть на Болотной и проспекте Сахарова. Во второй тур, если он все же состоится, выйдут Зюганов и Путин. Думаю, для Прохорова на данный момент лучше чрезмерно не конфликтовать с Путиным, помня о том, что формальных возможностей для снятия с предвыборной гонки предостаточно. На данный момент все или почти все, что от него зависело, он уже сделал.

Другие материалы о событиях в России читайте в рубрике «Россия»

XS
SM
MD
LG