Линки доступности

Распад СССР: спор о том, кто был первый


Крымские татары утверждают, что первыми всколыхнули советское общество

Крымские татары в бывшем Советском Союзе были едва ли не последним депортированным народом, который вернулся на свои исторические земли в последние годы жизни коммунистической империи. В канун двадцатой годовщины распада СССР и подписания 8 декабря 1991 года «Беловежского соглашения» об этом говорят представители крымско-татарского народа.

«В 1987 году на Красной площади прошли массовые выступления крымских татар, мы пытались рассказать всему миру о “национальном вопросе”, о депортации, в которой тогда еще оставался наш народ», – рассказал корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» во время встречи в Бахчисарае председатель регионального Меджлиса Ахтем Чийгоз.

Он напоминает о вкладе национального движения крымских татар в дело развала коммунистической системы, о том, что их забастовки в конце 1980-х годов стали локомотивом национальных выступлений в последние годы жизни СССР.

Исторический центр крымско-татарского народа, небольшой районный центр Бахчисарай, сегодня населен практически одинаково русскими, украинцами и крымскими татарами.

Одним из отличий между этими тремя самыми массовыми национальностями в Украине является то, что в Бахчисарае нет ни одной крымско-татарской семьи, которая не прошла бы через депортацию или репатриацию. Об этом говорят собеседники, представляющие почти 250-тысячный этнос, компактно проживающий на Крымском полуострове. Они по-разному оценивают двадцатилетие без СССР, но единодушно говорят, что возвращение на родину был единственно правильный путь к сохранению своей самоидентификации.

Упрямые беглецы

Причем в некоторых семьях бегство с чужбины на родину, поимка с дальнейшей высылкой назад в Узбекистан, за Урал – процесс, который затронул несколько поколений.

«Моих родителей депортировали в 1944 уже второй раз. Первый раз – как кулаков в период коллективизации в 1929 году, тогда моей маме было всего 19 лет. И вместе с их родителями выслали на Урал. Оттуда им удалось бежать… Мы, в свою очередь, приехали в Крым в 1975 году, когда нас тут не ждали. Нас снова вывезли ночью», – говорит «Голосу Америки» Диляра Сейтвелиева.

Она отмечает, что первые десятилетия советской власти в Крыму были особенно тяжелыми для ее народа с моральной точки зрения, поскольку репрессивный аппарат приводился в действие руками своих же соплеменников.

«Тогда коллективизация часто велась активистами из крымских татар, которые верили в коммунистическое светлое будущее и участвовали в принудительном выселении нашей нации», – рассказывает Сейтвелиева.

Одним из самых популярных способов отучить крымских татар возвращаться на свои земли и в 1970-е годы, по словам Диляры Сейтвелиевой, был принцип «выжженной земли»: «Дома выселенцев загружали удобрениями или селитрой, колхозы отнимали всю приусадебную землю, на которой татарин мог выращивать овощи, отрезали электричество».

Торговля превыше всего

Сегодня трагическое прошлое для ее семьи остается все больше в воспоминаниях. Они нашли себя в туристическом бизнесе. Диляра Сейтвелиева содержит мини-гостиницу на десять отдельных номеров и говорит, что в последние годы в Бахчисарай в поисках культуры крымских татар приезжают туристы со всего мира.

«Англичане, американцы, немцы, французы, естественно, русские и украинцы, белорусы, казахстанцы. Наших посетителей интересует все: быт, обычаи, кухня, традиции нашего народа», – улыбаясь, говорит она.

Тем не менее, Диляра не отошла от понимания политических процессов в Украине. Как и подавляющее большинство крымских татар, она горячо поддерживает независимость Украины и довольно скептически оценивает любую возможность усилить интеграционные процессы на постсоветском пространстве.

На тесных улочках Бахчисарая царит типичная восточная суматоха, здесь продают различные сувениры, пряности и национальные костюмы. Ближе к Ханскому дворцу зазывалы из соседних закусочных и ресторанов раздают пригласительные со скидками на обед в своих заведениях. В этом небольшом городе, где русских и украинцев так же много, как и крымских татар, сложно найти меню со щами или галушками, практически невозможно купить украинскую вышиванку или русскую косоворотку. Историческая столица крымско-татарского народа, где расположена бывшая резиденция крымских ханов – Бахчисарайский дворец, негласно обязывает многих предпринимателей следовать развитию национальных особенностей региона.

Болезненные вопросы

«И что самое приятное для нас, у нас давно не было конфликтов на межнациональной почве», – говорит председатель бахчисарайского регионального Меджлиса Ахтем Чийгоз.

Он отмечает, что за последние двадцать лет в Украине, в Крыму, много сделано в интеллектуальной сфере для возрождения прав коренного народа полуострова. Работают школы с преподаванием на крымско-татарском языке, выходят газеты, открываются новые культурные крымско-татарские общества. Однако, по мнению Ахтема Чийгоза, еще больше предстоит сделать в экономической сфере для того, чтобы возродить экономику на родной для крымских татар земле.

«Многие региональные программы развития Крыма пишутся без нашего участия. Какая может быть перспектива этих программ, экономическая выгода от инвестиций в регион, если их авторы не знают о наших проблемах на местах и не видели нас в лицо? В первую очередь, мы хотели бы понять позицию власти по таким “болезненным вопросам”, как продажа земель на аукционе, приватизация различных объектов коммунальной сферы», – говорит Чийгоз.

В подтверждение своих слов он вспоминает Международный форум экономического развития стран Причерноморья, который в очередной раз прошел в Ялте в октябре 2011 без участия представителей крымско-татарского народа.

XS
SM
MD
LG