Линки доступности

Почему бегущие в Америку россияне оказываются в иммиграционных тюрьмах


Американо-мексиканская граница
Американо-мексиканская граница

Они едут в США за свободой, но вынуждены неделями находиться в центрах временного содержания.

В этом году число россиян, пересекающих мексиканско-американскую границу в надежде получить политическое убежище, достигло рекорда. Спасаются от мобилизации, от преследования по политическим мотивам, от наказания за публичные антивоенные выступления. Большинство из них оказывается в иммиграционных тюрьмах и порой месяцами ожидают рассмотрения своих дел в судах.

Владислав Бабичев и Сергей Гостев пытаются попасть в США через Мексику. Позади – антивоенные митинги в России с угрозой тюремного срока или мобилизации. Впереди – переход американской границы с перспективой провести от недели до нескольких месяцев в центре временного содержания, пока будет рассматриваться запрос о политубежище. Гостев, выходя на связь с Русской службой «Голоса Америки» из Мехико-Сити, говорит, что лучше сидеть в тюрьме в США, чем оставаться в России.

Именно это произошло с Анатолием Уфимцевым. Сейчас он живет в Сан-Франциско. Полгода отсидел в иммиграционной тюрьме. Говорит о переполненных камерах, наручниках при транспортировке, плохой медпомощи – три месяца, по его словам, ждал приема у врача. «У меня гастрит, живот болел адски, а кормили нас мексиканскими тако, острой едой, - вспоминает Уфимцев. – Предлагали снять боль Ибупрофеном, но с моим гастритом он противопоказан».

«Спали на жестких матрасах под одеялом из фольги, - делится с «Голосом Америки» политический активист из Екатеринбурга Максим Верников, - эти матрасы были для занятия йогой, и спина была просто сплошным болевым очагом».

Верников провёл в центре временного содержания 49 дней, пока у него появилась возможность рассказать, как именно его преследовали российские власти: «Мне предложили стать информатором и, в общем-то, нештатным сотрудником органов, так как меня знали и в екатеринбургском штабе Навального, и в партии «Парнас», и в «Яблоке», и в уцелевших осколках разбитой властями «Открытой России».

В случае отказа Верникову грозили завести дело по статье «экстремизм». Пришлось бежать. Война застала его уже на пути в Америку.

«Война в Украине идет почти 9 лет, - говорит в интервью Русской службе «Голоса Америки» аналитик «The Jamestown Foundation» Ксения Кириллова, - и, на самом деле, хуже всего пришлось не тем, кто бежит сейчас, а первой волне антивоенной эмиграции. Было сложно объяснять американским судьям, что если человек против войны и против вооруженной агрессии и насилия, то в России он экстремист. А ведь ни одна страна не захочет приютить у себя экстремиста. Судьи не понимали, как российские власти маскируют политическое преследование - экономическим. Они не понимали, как российские суды штампуют этих самых «экстремистов», и что под этим подразумевается».

Почему бегущие в Америку россияне оказываются в иммиграционных тюрьмах
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:05 0:00

Сейчас россияне побежали, спасаясь от преследования по статье о так называемых фейках против армии и от мобилизации. Хотя сама по себе мобилизация не является основанием для получения убежища, говорит иммиграционный консультант Марина Соколовская. Как пишет «The New York Times», количество российских просителей политубежища, которые пытаются попасть в США через южную границу, в этом году достигло рекорда – почти 22 тысячи человек. В 2020-м таких было 467.

«Нельзя сказать, что они бегут на свободу, а мы их из одной тюрьмы сажаем в другую, - говорит иммиграционный консультант «Modern Low Group» Марина Соколовская. - Власти любой страны адекватно реагируют на тех, кто подошел к границе. Да, ты подошел и сказал: «Здравствуйте, я выступал за Навального, меня преследуют власти». Но ведь проверить это все можно будет только в суде.

По данным USCIS (Службы гражданства и иммиграции США), количество дел за год увеличилось в три раза. Общее число попыток перехода южной границы тоже растёт – CBP (Таможенно-пограничная служба США) зафиксировала примерно 2.700.000 случаев в 2022 г. При этом сотрудников в службе не становится ощутимо больше. Как и центров временного содержания. И рассчитывать, что для бегущих от войны россиян – по сравнению с выходцами, скажем, из Сальвадора - будут созданы какие-то специальные условия, не приходится.

Впрочем, в иммиграционных тюрьмах оказываются не все. Владиславу Бабичеву и Сергею Гостеву, которые пробирались в США через Мексику, повезло. Русской службе «Голоса Америки» удалось связаться с ними, когда они уже пересекли границу. Россияне сообщили, что их спокойно впустили в США. Рассмотрения своих иммиграционных дел они будут дожидаться на свободе.

«Мы хотим, чтобы эта война закончилась как можно скорее, - говорят они, - и закончилась победой Украины. Точнее даже, победой всего мира над преступником Путиным».

Форум

XS
SM
MD
LG