Вице-Премьер России Дмитрий Рогозин на днях заявил о том, что российский сегмент международной космической станции в случае необходимости может быть отсоединен от основной конструкции и продолжить автономное существование.
Это будет станция, которая летает сама по себе.
И хотя господин Рогозин известен своими воинственными высказываниями, вроде возвращения в небо над Румынией на стратегическом бомбардировщике, наивно полагать, что подобный выпад произошел без ведома Кремля.
Подобная риторика приносит только вред – и в первую очередь, России.
Да, сейчас американцы вынуждены пользоваться услугами Роскосмоса для доставки тяжелых грузов и, главное, людей, на орбиту. Уже 16 лет в американских ракетах «Атлас» используются отличные российские двигатели РД-180, к большому неудовольствию аэрокосмических лоббистов в Штатах.
Но такое положение дел не может длиться вечно. Одно дело, закупать двигатели в дружественной стране. Другое дело, зависеть от России при нынешних натянутых отношениях.
США переживают невиданный расцвет частной космической промышленности. Испытываются и вводятся в действие новые аэрокосмические системы.
До недавних пор развитие космической отрасли было прерогативой государственных агентств – Роскосмоса в России и НАСА в штатах. И Королев, и фон Браун работали на государство, были госслужащими, и не получали прибыль от своих достижений.
В России все остается по-прежнему, в том числе ракеты «Союз», ведущие свою историю еще от Королевской «семерки» Р-7). В штатах покорением космоса активно начинают заниматься частные компании, не имеющие отношения к аэрокосмическим корпорациям вроде Boeing и Lockheed Martin, имеющим сильное лобби в конгрессе США.
Компании Blue Origin и, в особенности, SpaceX, принадележащая Илону Маску, основателю Теслы, подрывают устоявшееся представление о космических полетах. Это больше не предмет состязания между нациями, а коммерческая отрасль, как пассажирские авиаперевозки.
Эти частные компании проводят приватизацию космических услуг, в выигрыше от которой окажутся все. Своими более дешевыми услугами они подстегнут конкуренцию, что в свою очередь станет катализатором для прогресса в космосе, включая полёты на луну, на Марс, и к астероидам.
В России, к сожалению, этого почти никто не понимает. Как не понимали роль сланцевого газа и сжиженного природного газа. На этом погорел Газпром. На частных полётах в космос погорит ведомство Димы Рогозина.
То мнимое преимущество, которое Роскосмос имеет перед НАСА, тает на глазах. Годы российского доминирования на рынке космических пусков уходят.
Вместо кооперации с ведущими исследовательскими ведомствами Запада и с аэрокосмическими компаниями, Москва встает на путь самоизоляции. Опять.
Это приведет лишь к безнадежному отставанию российской космической индустрии, которая и сейчас в основном пользуется советскими достижениями.
Иронично, что сам Маск, начиная свой путь в создании частной космической компании, не намеревался строить ракеты, а планировал приобрести готовые. С этой целью он посетил Росcию в 2001 году. Перспективы сотрудничества с молодым предпринимателем из Силиконовой долины не впечатлили российских чиновников, и Маск уехал ни с чем.
А в конце 2015 года уже Дмитрий Рогозин заявил, что «Маск наступает нам на пятки». Обиды на американцев, переигрывающих Россию на ее космическом поле не помогут развивать российский космопром. Будущее – только в сотрудничестве. Особенно если речь идет о дорогих проектах вроде полётов на Марс.
Но я не уверен, что Рогозина и других ура-патриотов волнуют наука вообще и российская наука в частности. Для них лучше отсоединиться – отгородиться – и отстать. Как отстали в «буржуазной лженауке» генетике, в медицине, в программировании.
Даже совместные программы типа Союз-Апполон и МКС останутся в прошлом. Россия отказывается от сотрудничества в космосе. Это гигантский шаг – назад, к холодной войне, в прошлое.
А жаль.