Линки доступности

Отрезвление Пакистана: Усама бин Ладен и истэблишмент


Пакистанские военные в районе ликвидации бин Ладена
Пакистанские военные в районе ликвидации бин Ладена

Ликвидация «террориста номер 1» может привести к ослаблению позиций армии в Пакистане

Сообщение о ликвидации Усамы бин Ладена в пакистанском городе Абатабад, а еще больше - информация о том, что лидер глобального терроризма жил в одном и том же доме больше пяти лет, заставило многих задаться вопросом – знали или не знали об этом пакистанские военные и спецслужбы. Оба варианта ответов на этот вопрос для Пакистана, и не только для этой страны – опасны. Американские конгрессмены в среду 4 мая обратились к пакистанским властям с прямыми вопросами и потребовали таких же прямых ответов. В четверг 5 мая с теми же вопросами к своей армии и спецслужбам обратились оппозиционные депутаты парламента Пакистана. МИД Пакистана возмутился подозрениями и отверг возможность осведомленности своей армии и спецслужб в том, что бин Ладен жил на их территории.


Джихадисты в армии и спецслужбах

Пакистанский журналист, эксперт по терроризму и автор книги «Теневая война» («The Shadow War») Ариф Джемаль (Arif Jemal) сказал «Голосу Америки», что идея джихада достаточна сильна в пакистанском обществе.

«Однако в последние годы мы видим, что джихадисты стремительно теряют поддержку, потому что пакистанцы почувствовали, что джихад оборачивается против них», – отметил Джемаль. По его словам, в настоящее время сторонники вооруженного джихада в Пакистане представляют собой маргинализированное меньшинство.

«Но это меньшинство очень опасно влиятельными связями», - подчеркивает эксперт.

По мнению Арифа Джемаля, реальная проблема заключается не том, что есть джихадисты, а в том, что «джихад серьезно поддерживается группировками внутри пакистанской армии, которая все еще не отказывается от идеи использования концепции джихада и джихадистких групп, как инструмента оборонной политики против Индии». Подобная тактика, считает Джемаль, опасна для Пакистана, так как обученные военными для операций против Индии в Кашмире боевики выходят из под контроля, возвращаются в Пакистан и начинают сражаться против светских устоев в своем государстве.

Бин Ладен – не сюрприз

«Я не был удивлен, когда услышал, что Усама бин Ладен был убит в Пакистане, потому что наша страна “безопасный рай” для многих джихадистов и их лидеров. Меня удивила та будничность, с какой он там находился. Покровители бин Ладена не озаботились тем, чтобы его получше спрятать. У меня сложилось впечатление, что они были слишком уверены в том, что бин Ладену там ничего не угрожает. И конечно, они совсем не ожидали такой акции от американцев», – сказал Ариф Джемаль.

Абатабад – это почти курортный город с более прохладным, чем в других местах Пакистана климатом, здесь множество людей со всей страны проводят отпуска и каникулы. Это также очень важный военный город, там расположена самая престижная военная академия Пакистана. Город практически наводнен военными. По словам Арифа Джемаля, Абатабад достаточно светский город.

«Я бы не сказал, что среди населения Абатабада сильны джихадистские настроения», – отметил эксперт.

«Я считаю, что у нас очень профессиональная армия. И мне очень сложно поверить в то, что внутри пакистанской армии нет сети покровителей Усамы бин Ладена и других лидеров, таких как Айман аль Завахири и мулла Омар. Я думаю, что бин Ладен смог скрываться в Пакистане только при поддержке какой-то части истэблишмента в службах безопасности и армии», – полагает Ариф Джемаль.

Ядерный арсенал на черном рынке

В США не забыли скандал 2004 года, когда так называемый «отец пакистанской атомной бомбы» А. К. Хан был уличен в торговле важнейшими компонентами ядерного оружия на черном рынке. США подозревают, что А. К. Хан действовал с санкции пакистанских спецслужб.

Беспокойство американских конгрессменов относительно способности пакистанской армии обеспечить безопасность ядерных вооружений страны, как полагает Ариф Джемаль, не вполне обоснованно, так как ядерные арсеналы Пакистана разбросаны по всей стране, а не сконцентрированы в одном месте.

«Одна из таких баз действительно находится вблизи Абатабада, но мы точно не знаем, какого рода арсеналы там хранятся. Мы точно знаем, что Пакистан имеет возможность собрать сто атомных бомб, но для того, чтобы укомплектовать одну бомбу, Пакистану потребуется около двух недель, чтобы собрать все компоненты в одном месте», - подчеркивает Джемаль.

Счастливое отрезвление

Атака американских спецслужб заставила очень многих в Пакистане понять, какого уровня опасности достигла ситуация, полагает Ариф Джемаль.

«Если власти не знали, что Усама бин Ладен живет в их стране, то это очень опасно, потому что демонстрирует уровень некомпетентности армии и спецслужб.
Еще опаснее, если они знали о том, что бин Ладен там, потому что это означает, что в армии и спецслужбах Пакистана служат люди, которые являются частью глобальной террористической сети», - говорит эксперт.

Он затрудняется предсказать, во что выльется недовольство людей, но считает «отрезвление общества» счастливым событием для Пакистана.

«Потому что теперь уже общество, наконец, задастся вопросом - насколько оправдано и возможно использование джихадистской идеологии в стратегии обороны страны», - говорит Джемаль.

Улицу не волнует бин Ладен, улицу волнует армия

Движение адвокатов Пакистана сыграло решающую роль в свержении режима генерала Мушаррафа. Один из лидеров движения адвокатов Пакистана Захид Ибрахим (Zahid Ebrahim) сказал «Голосу Америки», что вопросы, которые американские конгрессмены адресовали правительству Пакистана – отражение не только внешнеполитической ситуации и отношений с США, но также и внутренних процессов с Пакистане.

«Нужно понимать, что сейчас здесь в обществе растет чувство глубокого возмущения тем фактом, что Усама бин Ладен находился в Пакистане, в то время, когда на протяжении стольких лет военное и политическое руководство страны было абсолютно непреклонным и отрицало такую возможность», – сказал Захид Ибрахим.

Адвокат отметил, что трудно анализировать симпатии и антипатии военных в условиях их полной закрытости.

«Отсутствие прозрачности в армии и во власти оставляет нас в полной темноте по поводу того, на чьей стороне находится наша армия, кому принадлежат ее симпатии. Складывается ощущение, что пакистанская и американская армии вот-вот столкнутся на пятой скорости и отношения между ними будут “размазаны в пюре”. Хотя они регулярно встречаются, если не еженедельно, то хотя бы раз в месяц.
Тем не менее, уровень недоверия между ними очень высок», - говорит Ибрахим.

Захид Ибрахим полагает, что улица – главный критерий отношения людей в Пакистане к бин Ладену.

«Не было ни одного уличного протеста, и это в стране, где население якобы должно было его поддерживать. Это значит, что его смерть мало тронула людей», - подчеркивает эксперт.

Перемещение силы тяжести

По мнению Захида Ибрахима, и пресса, и народ сейчас больше всего озабочены ситуацией в своей собственной армии.

«Люди требуют ответов на вопросы о том, какова была наша роль? Мы все еще не знаем, была ли это совместная операция? Что делала наша армия по отношению к бин Ладену? Есть только два варианта ответов – некомпетентность или соучастие. И люди в Пакистане жаждут узнать, что из двух происходило», - говорит он.
Известие о том, что бин Ладен скрывался в Пакистане вызвало у большинства недоверие и шок, – сказал Захид Ибрахим.

«Столько лет военное руководство кормило нас баснями. Я помню, как 2006 году генерал Мушарраф во время тура по США выступал в телевизионном ток шоу. И первый вопрос американского ведущего был – где бин Ладен? Генерал Мушарраф ответил: если вы скажете мне, где он, я пойду и арестую его. На таком уровне отрицалась возможность того, что бин Ладен может быть в Пакистане, и отрицание было безоговорочным», - подчеркивает адвокат.

Ликвидация бин Ладена на территории Пакистана – самое сильное потрясение для страны за последние 30 лет, считает Захид Ибрахим.

«Мы думали, что армия в стране обладает неограниченной силой. Теперь мы увидели, что эта сила распространяется настолько, наколько распространяется ее неприкосновенность. Но общество теперь серьезно сомневается в легитимности иммунитета армии. В перспективе это приведет к смещению силы тяжести во власти от армии к гражданским институтам», - заключает Ибрахим.

Другие новости о событиях в мире читайте в рубрике «В мире»

  • 16x9 Image

    Фатима Тлисовa

    В журналистике с 1995 года. До прихода на «Голос Америки» в 2010 году работала собкором по Северному Кавказу в агентстве «Ассошиэйтед пресс», в «Общей газете» и в «Новой газете». С января 2016 г. работает в составе команды отдела Extremism Watch Desk "Голоса Америки"

XS
SM
MD
LG