Линки доступности

США - Россия: пейзаж после выборов


Эксперты США и России о ближайшем будущем в отношениях Москвы и Вашингтона

Ведущие американские и российские эксперты по российско-американским отношениям достаточно пессимистично перспективы отношений Москвы и Вашингтона после промежуточных выборов в Конгресс США. О своих ожиданиях и опасениях они рассказали Русской службе «Голоса Америки».

Стивен Пайфер

Старший научный сотрудник Брукингского института, в прошлом посол США в Украине, Стивен Пайфер (Steven Pifer, Brookings Institution), считает, что с установлением республиканцами контроля над Сенатом Кремль почувствует «увеличение скептики» в свой адрес из-за кризиса в Украине. Однако, убежден аналитик, кардинальных изменений американо-российские отношения претерпеть не должны.

«Мне кажется, что даже при нынешнем расположении сил (демократов и республиканцев – ГА) в Конгрессе мы наблюдаем серьезный скептицизм в отношении к России. Думается, что мы станем свидетелями ужесточения такого отношения, хотя, не думаю, что произойдет резкий поворот в политике по отношению к России», – заметил Пайфер.

«Возможно, Конгресс будет давить на администрацию, чтобы та разработала более жесткие санкции в отношении России. Однако, я хотел бы подчеркнуть, что подобное давление, если мы его вообще ощутим, будет не слишком очевидным по одной простой причине – Конгресс и до этого демонстрировал единство позиций по вопросу наложения санкций на Москву из-за Украины», – отмечает эксперт.

В последние недели в Вашингтоне много говорили о том, что в случае победы республиканцев на промежуточных выборах в Конгресс главой влиятельнейшего сенатского Комитета по обороне может стать сенатор Джон Маккейн. Сенатор-республиканец неоднократно обвинял президента РФ Владимира Путина в авторитаризме и предупреждал, что его может ожидать судьба Каддафи, свергнутого в результате народного восстания. По мнению Пайфера, если республиканцы изберут Маккейна главой Комитета по обороне, то это станет «вполне логичным» решением.

«За его плечами годы военного опыта. Вдобавок, он был старейшим членом этого комитета долгое время. Однако даже при таком развитии событий, я не думаю, что мы можем с точностью предсказать изменения вектора политики Конгресса по отношению к России. Не стоит забывать, что в конце концов, вопросы внешней политики – это прерогатива президента», – заключил Пайфер.

Сергей Рогов

Директор Института США и Канады Российской академии наук Сергей Рогов заявил, что «промежуточные выборы в США всегда приносят успех оппозиционной партии, и партия, представитель которой занимает Белый дом, несет потери на выборах в Конгресс, исключений практически не бывает». «Возникает классическая ситуация так называемого “расколотого правительства”, это предвещает очень серьезный паралич в Белом доме» – уверен эксперт.

По словам Сергея Рогова, «республиканцы будут вести фронтальное наступление, стараясь продвигать свою программу: в сфере внутренней политики это в первую очередь будет касаться сокращения государственных расходов на социальные нужды, особенно это будет касаться расходов на здравоохранение, а не очень большой, но все же рост военных расходов весьма вероятен».

Комментируя возможные изменения во внешней политике США, Сергей Рогов говорит, что «позиция республиканцев будет заключаться в том, чтобы подтвердить лидерство США и способность действовать, не считаясь с возражением американских союзников».

«Я думаю, это отразится в первую очередь на американской политике в отношении Ирана. Республиканцы настроены категорически против договоренностей с Ираном по ядерной программе, которую пытался достигнуть Обама. Во-вторых, это больший упор на силовые методы в Сирии. Нельзя исключать и попыток провести наземную операцию в Сирии, причем, не только против исламского государства, но и против режима Асада», – предполагает директор Института США и Канады.

Мрачным видится Сергею Рогову будущее российско-американских отношений в ближайшие два года: «В последние годы Республиканская партия занимала крайне негативные позиции в отношении России. Хочу напомнить, что в 2010 году две трети республиканцев голосовали против нового договора по СНВ, республиканцы также резко критиковали политику “перезагрузки” отношений с Россией, которую Обама проводил во время своего первого президентского срока. А теперь к ним перейдет контроль над Сенатом, и республиканцы попытаются законодательно закрепить программу "холодной войны" против России».

«Когда соберется в январе новый Конгресс – продолжает эксперт, – думаю, в обе палаты будут внесены соответствующие резолюции, касающиеся и санкций против России, и помощи Украине. Если это произойдет, то я думаю, можно будет делать вывод о том, что "холодная война" США с Россией – это всерьез и надолго. И выборы 2016 года, когда будет избран новый президент, вряд ли что-нибудь изменят в этом плане – скорее, наоборот».

Алексей Арбатов

Директор Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Алексей Арбатов, по его словам, «долгое время считал, что сам по себе Барак Обама как президент, с точки зрения улучшения российско-американских отношений, лучший со времен Рузвельта – он более всех был позитивно настроен, настроен на договоренности, на новые отношения, на ядерное разоружение, на взаимодействие по важным вопросам международной безопасности».

Однако ученый считает, что потери мест Демократической партии США на состоявшихся довыборах в Конгресс «произошли именно в результате низкого рейтинга Обамы – он высказывает правильные идеи, он вызывает симпатию как человек либеральный, но при нем американцы не чувствуют себя защищенными».

Арбатов уверен, что против демократов сыграла и нерешительность Барака Обамы во внешней политике: «Благих пожеланий одного человека недостаточно, еще нужно очень твердое лидерство, без ненужного идеализма, которого у Обамы было, наверное, слишком много. Ставя какие-то важные задачи, ему надо было понимать всю сложность проблем, которые не решаются наскоком. Конечно, и в России отношение к Обаме было не очень хорошее, даже наоборот – Обама рассматривался как слабый президент».

По мнению эксперта, законодательные инициативы в новом составе Конгресса, которые отразятся на отношениях Москвы и Вашингтона, сейчас вполне возможны: «В части санкций, в части каких-то мер по ограничению отношений, каковой когда-то был закон Джексона-Веника, каковой является закон Магнитского – здесь Конгресс может сказать свое слово».

В двухсторонних вопросах ядерного разоружения Алексей Арбатов также не предвидит ничего позитивного: «Конечно, будет гораздо больше внимания уделено вопросам ограничения вооружений, в частности, договору по ракетам средней и меньшей дальности, в нарушении которого Россию обвиняют. В Конгрессе наверняка будут инициированы слушания, снова будут разбираться те нарушения, которые вменяются в вину России, и Конгресс будет ставить перед Обамой вопрос о денонсации этого договора».

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

  • 16x9 Image

    Игорь Тихоненко

    Телевизионный журналист-международник, ведущий ТВ программ и продюсер. Интересуется темами международной и американской политики, науки, космоса и спорта. На «Голосе Америки» – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG