Линки доступности

Ошская трагедия: кто несет ответственность?


Город Ош. Кыргызстан. 14 июня 2010 года
Город Ош. Кыргызстан. 14 июня 2010 года

Сегодня трудно усомниться в том, что межэтнический конфликт, разыгравшийся недавно на юге Кыргызстана, отнюдь не сводится к уличным столкновениям между кыргызами и этническими узбеками, подчеркнул профессор Университета Джорджа Мейсона (George Mason University) Эрик Макглинчи (Eric McGlinchey), выступая на днях в вашингтонском Фонде Карнеги.

Сотрудник Фонда Карнеги Марта Олкотт (Martha Olcott) разделяет эту точку зрения. «Несмотря на стабилизацию ситуации в Кыргызстане, вопрос о причинах межэтнического конфликта остается открытым. Эксперты рассматривают несколько возможных сценариев, – отметила она.

Выступая недавно на слушаниях по Кыргызстану в Хельсинской комиссии США, Марта Олкотт подчеркнула, что «межэтническое насилие на юге страны углубило традиционный раскол в обществе». «Тем не менее, – констатировала она, – несмотря на давнюю борьбу двух этнических общин за экономическое преобладание, они всегда уживались друг с другом».

Как отметил Эрик Макглинчи, «не исключено, что лидер этнических узбеков Кадырджан Батыров причастен к разжиганию межнациональной вражды». Впрочем, отмечает Марта Олкотт, некоторые лидеры временного правительства также использовали лидеров этнических меньшинств для «сведения личных счетов с политическими противниками». Что, в частности, и привело к острым межэтническим столкновениям в Джалал-Абаде.

Сыграл ли экс-президент Бакиев свою роль в разжигании конфликта? Эрик Макглинчи в этом сомневается. «Учитывая все случившееся, было бы удивительно, если бы не начались разговоры о причастности Бакиева», – отметил аналитик. Объясняется это, по его мнению, неистребимым стремлением людей упростить сложную и многомерную ситуацию.

А роль криминальных сообществ? По мнению Эрика Макглинчи, выяснив ее, кыргызы и узбеки сделают важный шаг на пути межэтнического примирения.
«В Кыргызстане существует вакуум власти, а на юге страны это особенно заметно, – указывает политолог. – Чем дальше от столицы, тем меньше власти и порядка. В таких ситуациях люди предпочитают полагаться на «сетевые отношения»— это могут быть спортивная организация, могут быть и криминальные, а могут быть и традиционные клановые структуры. Сейчас эти «сети» всплывают наружу и постепенно стараются занять место государства. То, что произошло на юге страны, – это результат отсутствия государственной власти».

Показательно, что одна из острейших проблем сегодняшнего кыргызского юга связана с именем мэра города Ош Мелиса Мырзакматова. В результате конфликта его популярность среди местных жителей-кыргызов выросла. А вместе с ней – и его политический вес. Зато многие представители узбекского населения подозревают Мырзакматова в причастности к разжиганию межэтнического конфликта.

«Примечательно, – заметил Макглинчи, – что те части города, что были сожжены, ранее были включены в план реконструкции города, и что именно там проживали этнические узбеки». «Впрочем, – оговаривается политолог, – сегодня речь может идти лишь о догадках», – подчеркивает эксперт.

XS
SM
MD
LG