Линки доступности

Блэр Рубл: «Самым ярким феноменом культуры воюющей Украины стала музыка хип-хоп»


Блэр Рубл. WilsonCenter.org
Блэр Рубл. WilsonCenter.org

Как украинское искусство противостоит российской агрессии

То, что музы отнюдь не молчат во время войны, стало уже общим местом, не требующим доказательства. Напротив, явления искусства порой по силе воздействия поспорят с артиллерийской канонадой. Видный американский политолог, культуролог и ученый-урбанист Блэр Рубл (Blair A. Ruble), изучающий воздействие войны на культуру и искусство Украины, пришел к несколько неожиданным выводам. Так, самым бурно развивающимся и самобытным видом музыки в сражающей с агрессором стране, он считает молодежный рэп.

Об этом и о многих других фактах и наблюдениях доктор Рубл рассказал на презентации своей новой книги «Искусство во время войны: Художники Украины противостоят России» (The Arts of War: Ukrainian Artists Confront Russia). Она состоялась в Центре Вудро Вильсона, аналитическом центре в Вашингтоне.

Нашествие варваров

Блэр Рубл - доктор политических наук, бывший директор программы глобального устойчивого развития при Центре Вудро Вильсона, бывший директор Института Кеннана, специалист по урбанистике, автор нескольких книг и множества публикаций в американской и мировой прессе о России и Украине.

Организаторы встречи, Уильям Померанц (William Pomeranz), нынешний глава Института Кеннана, и посол Марк Грин (Mark Green), президент Центра Вудро Вильсона, под эгидой которого работает институт, предварили выступления трех гостей короткими приветственными ремарками. Грин, в частности, сообщил, что к теме книги и презентации «искусство и война в Украине» имеет личное отношение. Оказывается, он коллекционирует образцы стрит-арта, и самый выразительный фрагмент, по его мнению, относится к 2014 году, когда украинцы показали на Майдане свою решимость и страсть к свободе.

Участница презентации посол Украины в США Оксана Маркарова (Oksana Markarova) привела впечатляющую статистику ущерба, нанесенного российскими оккупантами украинской культуре. За 21 месяц широкомасштабной войны в Украине разрушены или повреждены более 1700 памятников и объектов культуры, включая драматический театр в Мариуполе, более 90 музеев, включая музеи Архипа Куинджи и Марии Примаченко, дом-музей философа Григория Сковороды. В Одессе в результате варварских обстрелов разрушены или повреждены 27 зданий старинной застройки, входящих в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Только самый предварительный прогноз нанесенного ущерба памятникам культуры составляет не менее 7 млрд долларов.

«Но во многих случаях эти объекты бесценны, - заметила Оксана Маркарова, - и к ним невозможно прицепить ценовой ярлык».

«Это вовсе не попутный ущерб, - подчеркнула посол. - Это намеренное уничтожение истории и культуры украинского народа. Россия совершает чудовищные военные преступления, стремясь доказать, что нет такой страны Украины, нет такого языка, такой культуры. Но все эти усилия тщетны: мы давно сделали свой цивилизационный выбор и намерены его отстаивать».

Балет против пуль

Как объяснил Блэр Рубл, книга, выпущенная издательством Ibidem Press, представляет собой сборник из полусотни эссе о разных видах искусства нынешней Украины, о творчестве художников разных регионов страны.

«Вообще-то, мое авторство довольно условно, - сказал Рубл. – Я здесь скорее посланник, курьер, а главные авторы – украинские художники и творцы. Десять лет назад я ушел от украинской тематики, уйдя с поста директора Института Кеннана. Но Украина от меня не ушла. Года четыре назад меня застала врасплох группа украинских ученых, которая решила перевести на украинский язык мою предыдущую книгу. Когда началась большая война, я стал вести блог, где делился своими впечатлениями. И главное наблюдение было в том, что искусство не намерено ни замолкать, ни снижать уровень сопротивления агрессорам. Я вел еженедельную колонку и понял, что из этого может что-то интересное выйти. Я познакомился с новым поколением украинских художников, выросшим в постсоветское время, знающим украинский язык и сделавшим европейский выбор».

«Чем сильнее атакуют Украину российские войска, тем сильнее коллективный ответ Украины, - заметил Блэр Рубл. – И что характерно – голос художников, мастеров искусства, все громче звучит в этом хоре сплотившейся нации. Это и есть голос общего сопротивления, которое победить невозможно. Если бы Путин слушал украинский хип-хоп, а не своих коррумпированных советников, он бы, возможно, это лучше понял».

В качестве визуальной иллюстрации Рубл показал видеоклип короткого музыкально-танцевального номера на музыку украинского советского композитора Константина Данкевича из балета «Лилея». Четыре девушки в народных костюмах танцуют на живописном днепровском берегу. Их танец воплощает радость и счастье до того трагического момента, когда счастье в одно мгновение исчезает. И девушки оказываются в разрушенном здании, где весь пол усыпан обломками и осколками. Музыка в тот момент меняется, становясь тревожной и печальной. Инициатором номера «Украинский балет против российских пуль» стала балерина Олеся Воротнюк, а хореографом выступила Ирина Борисова. Съемки клипа шли в районе деревни Витачив и в городе Ирпень, сильно пострадавшем от разрушений.

«Украина становится полноправным членом мировой культурной общины», - подчеркнул Блэр Рубл. По его наблюдениям, война привлекла к Украине огромное число людей в мире, которые хотят узнать культуру этой страны поближе. Украинские пьесы ставят в театрах многих стран, украинские исполнители и музыкальные коллективы востребованы за рубежом - от Лондона до Гонконга. И, конечно, украинские артисты активно выступают в военных частях, вблизи передовой линии.

Как рассказал автор книги, его особенно впечатлил бурный рост хип-хопа, который, по его мнению, «стал самым активно развивающимся видом современной музыки, покорившим украинскую молодежь. Эта музыка стала своего рода эмоциональным сопровождением «оранжевой революции» 2004-2005 годов и последующих судьбоносных событий. Что характерно, большинство композиций в этом стиле пишется на украинском языке. Что касается зарубежных стран, то, как заметил Рубл, несомненным европейским центром украинского рэпа стал Берлин.

Но, конечно, музыкой не исчерпывается разнообразная современная культура Украины, где находится место и театральным постановкам, и стрит-арту, и керамике, и документальному кино, и станковой живописи.

Уильям Померанц посоветовал всем интересующимся новостями культуры Украины следить за регулярной публикацией блогов Блэра Рубла на сайте Центра Вильсона. Здесь и рецензии на новые спектакли в театрах Киева и Одессы, и история Центра имени выдающегося режиссера Леся Курбаса, и его впечатления о вышедшем в свет сборнике современных писателей Украины разных поколений.

В завершение презентации слово было предоставлено еще одной гостье – вице-премьеру Украины, министру по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ирине Верещук (Iryna Vereshchuk).

«Ваша замечательная книга, - обратилась она к Блэру Рублу, - наглядно демонстрирует решимость нашего народа дать отпор новым варварам. Примерно 5 млн жителей лишились своих домов на территориях, захваченных агрессорами. Они жгут украинские книги, мародерствуют, стреляют по памятникам истории. Они закрыли церкви всех конфессий, кроме российской православной. Многие деятели культуры Украины надели военную форму и отправились на передовую защищать родную землю. Некоторые из них погибли на фронте».

Форум

XS
SM
MD
LG