Линки доступности

Предприятие Мотор Сич вернулось в собственность Украины 


Авиадвигатель AI-322F производства Мотор Сичь на международной выставке. Киев, октябрь 2018
Авиадвигатель AI-322F производства Мотор Сичь на международной выставке. Киев, октябрь 2018

Китайские инвесторы Мотор Сичи намерены обратиться в международный арбитраж и взыскать убытки 

КИЕВ – Президент Украины Владимир Зеленский ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны и подписал указ о возвращении в собственность государства предприятие Мотор Сич – крупнейшего европейского производителя авиадвигателей и турбин. Соответствующий документ опубликован на сайте главы государства 23 марта и вступил в действие c момента его опубликования.

На заседании СНБО 11 марта было принято решение о возвращении в собственность государства ПАО Мотор Сич «в законный способ в ближайшее время», люди, которые вкладывали средства в предприятие, получат компенсацию.

Об этом на брифинге по итогам заседания СНБО заявил секретарь СНБО Алексей Данилов, сообщает 11 марта Интернет-издание Экономическая правда.

«Пятый вопрос, который мы рассматривали на заседании СНБО – о состоянии выполнения решения СНБО от 1 марта 2018 года о неотложных мерах по защите интересов государства в сфере авиастроения. Речь идет о предприятии Мотор Сич в Запорожье. Принято соответствующее решение – согласно этому решению, предприятие Мотор Сич будет возвращено украинскому народу, будет возвращено в собственность украинского государства в законный, конституционный способ в ближайшее время, – подчеркнул Данилов.

Реакция китайских инвесторов

В эксклюзивном интервью информационному агентству «Украинские новости» президентом Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Ду Тао подтвердил, что его компания и другие китайские акционеры полны решимости добиваться справедливости в международном судебном разбирательстве и не сомневаются в своей победе.

«Украинские новости» отмечают, что с учетом имеющихся у них аргументов и доказательств китайские акционеры Мотор Сич считают необходимым, через международный арбитраж взыскать с украинского государства 3,6 миллиарда долларов США инвестиционных убытков.

В защиту национальных интересов

Руководитель Института публичной политики и консалтинга Сергей Быков считает, что в истории с Мотор Сичью «Украина поступила в пользу Украины», а не в интересах других стран.

«Предприятие национализировано, а не передано полякам, американцам или другой стране. Предприятие полностью вернули в государственную собственность. А инвесторам шести оффшорных компаний и одному физлицу компенсируют их вложения со стороны государства. И эти шесть офшоров аффилированы с компанией Skyrizon китайского предпринимателя, на которого в США наложили санкции», – говорит Сергей Быков корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он отмечает, что «по фактам» эта сделка проводилась в интересах КНР за счет украинских технологий и мощностей.

«Если бы операция состоялась окончательно, то Украина потеряла бы не только стратегическое предприятие, но и передала Китаю наши стратегические разработки. Этого допустить было нельзя», – отмечает Сергей Быков.

По его словам, действия украинской власти не влекут за собою проблемы в сфере привлечения инвестиций, поскольку возвращение Мотор Сичи следует рассматривать в контексте защиты государственные интересы страны.

«Китай заключил договор с Вячеславом Богуслаевым, что они не будут какое-то время сокращать сотрудников, но кто может потребовать от частного инвестора, чтобы он не сокращал сотрудников?» – подчеркивает Сергей Быков.

Сергей Быков отмечает, что Мотор Сич поставляет свою продукцию более чем ста странам.

«Те квадрокоптеры, которые Украина купила у Турции, на них стоят двигатели Мотор Сич. Как можно позволять продать это стратегическое предприятие?» – подчеркивает Сергей Быков.

Об отношениях с Китаем и Европой

Политолог Вячеслав Потапенко отмечает, что, невзирая на общие декларации, главным торговым партнером Украины является Китай.

«И зависимость Украины от торговли с Китаем критична. Эти действия украинской власти будут иметь не до конца понятные сейчас последствия, говоря о торговом будущем с Китаем», – говорит Вячеслав Потапенко корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он считает, что украинская власть поступила так, вероятно, потому что не могла иначе.

«Насколько это улучшит отношения с США? Сложно сказать, по всей видимости у руководства страны не было другого варианта, если бы были желающие купить это предприятие из США или ЕС, его бы давно продали. Но продали Китаю, потому что не было других покупателей», – подчеркивает Вячеслав Потапенко.

Будущее такого предприятия, как Мотор Сич, по его словам, сложно реализовать в рамках потребностей Украины. И если бы это возможно было, этот актив нашел бы свое применение внутри страны, подчеркивает Вячеслав Потапенко.

«Украина не может обеспечить его заказами, а в ЕС свои технологии, на восток – продавать мы не можем – это такой тупик, и это судьба всей высокотехнологической индустрии Украины: делалось все, чтобы эти технологии не попали в Ирак, Северную Корею», – подчеркивает Вячеслав Потапенко.

Между жерновами геополитических игроков

Ситуация вокруг Мотор Сичи, по словам политического аналитика Бориса Кушнирука, это пример, когда Украина является объектом геополитики, а не субъектом.

«Это тот случай, когда столкнулись интересы субъектов геополитики – США и КНР на примере конкретного предприятия. И если говорить о том, что не сделала Украина много лет назад, то можно только поблагодарить Богуслаева, как это не удивительно от меня звучит, что он сохранил одно из предприятий, которое не может существовать без сильного геополитического влияния и оснований», – говорит Борис Кушнирук корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Моторостроение и авиастроение, по его словам, – это сферы, где отдельные государства если это не США или КНР с огромными внутренними рынками, вынуждены объединяться в корпорации, поскольку самостоятельное они не могут обеспечить конкурентное преимущество.

«Долгое время и до Януковича были попытки создать такой альянс с россиянами, но это было глупо, поскольку Россия не желала никогда усиления Украины. Сейчас, оказавшись между жерновами двух геополитических игроков, Украина была в ситуации, когда чтобы она не сделала, имело бы негативное решение. То, что мы сделали выбор в пользу США – это объективно», – отмечает Борис Кушнирук.

Он также подчеркивает, что украинская сторона может спокойно заявить китайским инвесторам следующее – вопрос национализации существует во всем мире.

По словам Бориса Кушнирука, обсуждение возвращения инвестиций – процесс, который может растянуться на пару лет. Тем временем, по его словам, Украина могла бы найти партнеров в моторостроительной и авиастроительной отрасли и создать альянс с Польшей, Турцией и Саудовской Аравией.

О механизмах компенсации

Политический обозреватель Александр Кочетков подчеркивает, что прекращение подобной приватизационной сделки должно предусматривать механизмы компенсации.

«Ущерб экономике так или иначе будет. Ухудшение экономических позиций страны не может быть оправдано стратегическим партнерством или любыми другими действиями. Если мы отказываем китайцам, а они уже проводят поездки в оккупированный Крым, значит, заранее должны были быть проговорены компенсационные механизмы», – говорит Александр Кочетков корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он отмечает, что сегодня нет информации о том, какие стратегические действия намерено предпринимать государство с предприятием, возращенным в государственную собственность.

«Офис президента думает, что если мы заручимся поддержкой сильных мира всего, то экономика сама по себе заработает. Нет, экономика так не работает, и не подчиняется виртуальному представлению о ней. Если с китайцами забыли поговорить о механизмах компенсации, а Штатам не рискнули напомнить, то нужно как-то привлечь внутренние инвестиции, например, в Мотор Сич», – подчеркивает Александр Кочетков.

«Это одни из немногих работоспособных заводов – его, очевидно, постараются снова продать. Не исключено, что покупателями могут стать и бывшие хозяева», – отмечает Александр Кочетков.

Он подчеркивает, что к потерям, которые невозможно вернуть, вероятно, следует отнести различные отчисления или вознаграждения за проведенные операции тем, кто представлял украинское предприятие на сделке с китайской стороной.

XS
SM
MD
LG