Линки доступности

Светлана Тихановская: репрессии не смогли заставить белорусов поменять свое мнение


Светлана Тихановская
Светлана Тихановская

Демократический лидер Беларуси рассказала «Голосу Америки» об итогах визита в Вашингтон, новой волне задержаний в Беларуси и перспективах вступления белорусских войск в войну против Украины

«Голос Америки»: Светлана, спасибо, что нашли время прийти к нам в студию. Мы записываем наше интервью 25 марта, это национальный праздник Беларуси - День Воли. Как собираетесь отмечать?

Светлана Тихановская: В этом году так получилось, что я отмечаю его здесь, в Вашингтоне. Будет большой митинг напротив Белого дома. Я буду очень рада встретиться с диаспорой американской, которая на протяжении уже более двух лет помогает белорусам, которые находятся внутри страны, бороться против режима.

«Голос Америки»: Говорят, в этом году даже мэр Вашингтона как-то особо отмечает этот день.

Светлана Тихановская: Сегодня в некоторых штатах объявлен День вольной Беларуси. Это, опять же, заслуга нашей диаспоры, которая находится в постоянной коммуникации с нами и с правительством, чтобы привлекать внимание к Беларуси.

Светлана Тихановская: репрессии не смогли заставить белорусов поменять свое мнение
please wait

No media source currently available

0:00 0:10:16 0:00


«Голос Америки»: Буквально вчера были объявлены новые санкции Минфина США и Госдепартамента в отношении белорусских предприятий и членов Центризбиркома. Можно ли считать это результатом вашего нынешнего визита?

Светлана Тихановская: Я думаю, это результат постоянной поддержки США Беларуси, белорусских демократических сил. Хорошо, что этот пакет санкций, хоть он и небольшой, приурочен к Дню Воли, мы за это благодарны. Но мы на наших встречах говорим о том, что нужно еще большее санкционное давление на представителей режима, на тех, кто задействован в преступлениях против народа Беларуси и в агрессии по отношению к Украине.

«Голос Америки»: Многие говорят, что с началом войны в Украине Беларусь, которую раньше поддерживали буквально всем миром, сейчас отошла на второй, если не на третий план. Вы ощущаете это в своей работе?

Светлана Тихановская: Я думаю, это естественный процесс. Война в Украине сфокусировала все внимание на себе, но мы это абсолютно поддерживаем, потому что сейчас украинцы сражаются не только за свои земли, они сражаются за ценности, которые мы разделяем. В то же время наша задача - не упускать Беларусь с повестки дня, потому что репрессии в нашей стране продолжаются и даже усиливаются. Сейчас не только те, кто противостоит режиму, но даже те, кто противостоит войне, стали врагами этого режима. И мы объясняем, почему Беларусь важна в этой борьбе за демократические ценности, говорим о том, что не может идти речи об окончании войны в Украине, пока в Беларуси существует диктатура, потому что это будет постоянная угроза безопасности во всем регионе. Мы просим не оставлять рассмотрение белорусского вопроса, поддержку Беларуси на более позднее время, когда война в Украине закончится. Это часть кризиса, и кризис нужно решать в комплексе.

«Голос Америки»: Соседи Беларуси в последнее время предпринимают шаги, затрагивающие не только белорусский режим, но и обычных людей. К примеру, Литва ужесточает процесс получения вида на жительство, приостанавливает выдачу виз. Польша закрывает погранпереходы. Почему, на ваш взгляд, это происходит?

Светлана Тихановская: Литва и Польша - наши ближайшие партнеры. На самом деле они четко разделяют понятия «белорусский народ» и «белорусский режим» и делают все возможное, чтобы оказывать давление на режим, при этом не затрагивая интересы людей. Конечно, некоторые решения принимаются из соображения национальной безопасности, но мы на связи с правительствами, и если возникают какие-то вопросы, мы пытаемся их решать. Но ни у Литвы, ни у Польши нет цели наказать белорусов, они понимают, что белорусы в большинстве своем против режима и против войны. Польша, например, даже меняет законодательство, благодаря которому белорусы смогут получить какую-то легальную поддержку внутри страны.

«Голос Америки»: Как бы вы прокомментировали очередную волну хаотичных репрессий и задержаний, которые происходят в Беларуси в последнее время?

Светлана Тихановская: Режим Лукашенко знает, что они не смогли заставить людей поменять свое мнение. Люди все так же хотят перемен в нашей стране. Но для того, чтобы держать людей в страхе, эти репрессии продолжаются. Если бы режим чувствовал себя спокойно и знал, что все закончилось, «страница перевернута», как говорит один человек, то эти репрессии были бы не нужны. Но Лукашенко знает, что в любой момент восстание физически может возобновиться. Он знает, что люди не смирились, и эти маленькие проявления оппозиции режиму, акты саботажа - это признак того, что белорусы продолжают свою борьбу.

«Голос Америки»: В интервью телеканалу PBS вы призвали западных партнеров «не заключать никаких сделок с Лукашенко и не пытаться его спасти». Кого вы имели в виду?

Светлана Тихановская: Я не имела в виду кого-то конкретного. Просто иногда приходится слышать от политиков, что, мол, Путин давит на Лукашенко, чтобы тот отправил свои войска в Украину, а раз он не отправляет, значит, пытается спасти Беларусь, пытается спасти Украину. Это неправильное видение. Лукашенко и Путин на одной стороне, они коллаборанты. Армия Беларуси не воюет в Украине потому, что белорусские солдаты не хотят убивать и погибать за амбиции двух узурпаторов. Иногда я слышу такие голоса: может, нам стоит помочь Лукашенко, потому что он сопротивляется Путину? Нет, нет и нет. Нам не надо спасать Лукашенко от Путина. Они по одну сторону баррикад. Нам нужно спасать страну от диктатора, спасать белорусский народ от российской оккупации, спасать нашу нацию.

«Голос Америки»: Какова вероятность, что Беларусь все-таки будет втянута в эту войну на уровне вооруженных сил?

Светлана Тихановская: Вероятность такого сценария была высока в начале войны. Сейчас и Лукашенко, и Путин понимают, что они не могут положиться на белорусских солдат, потому что у них нет антиукраинских настроений. Но Беларусь по-прежнему используется для поддержки российских войск. Происходит постоянная переброска военнослужащих, техники, проводятся учения. Но благодаря белорусам, которые все держат на контроле, сообщают информацию о передвижении этих войск, мы можем предупреждать украинскую сторону. Лукашенко знает об этом. Мне иногда кажется, что этот статус-кво, который сейчас существует в Беларуси, выгоден и Лукашенко, и Путину. Они могут использовать друг друга, и Путин знает, что, если все-таки отдать приказ на вступление белорусских войск, это вызовет непредсказуемую реакцию. Они не знают, чего ожидать от Беларуси. Белорусское общество кипит. Да, кипит в подполье, скажем так, но белорусы в большинстве своем против войны. И это может дестабилизировать и без того нестабильную обстановку в республике.

«Голос Америки»: Есть ли какие-то конкретные результаты вашей нынешней поездки в США?

Светлана Тихановская: Результаты не могут быть мгновенными, это тяжелый труд после встреч на высоком уровне. Но как минимум правительство США объявило о том, что начнет стратегический диалог с демократическими силами Беларуси. Это такая институционализация наших отношений, подтверждение того, что США не работают с диктатурой, а работают с демократическими силами. Надеюсь, США наконец отправят специального посланника по Беларуси. Это очень важный момент, потому что во времена работы Джулии Фишер существовал постоянный диалог с Вашингтоном. Для того, чтобы Беларусь была на повестке дня у представителей США, нужна постоянная коммуникация. Мы также надеемся, что удастся продвинуться в вопросе о привлечении к ответственности Лукашенко, который сейчас в глазах политиков как бы «виноват наполовину». Но он должен понести абсолютно полную ответственность за преступления против людей и за участие в агрессии по отношению к Украине. И после того, как был выдан ордер на арест Путина, я думаю, что по Лукашенко этот процесс может пойти гораздо быстрее.

Форум

XS
SM
MD
LG