КИЕВ – Во время трехсторонней встречи Украина – Евросоюз – страны «Евразийской тройки» в Минске 26 августа официальная Москва рассчитывает затронуть «проблемы гуманитарного кризиса» на юго-востоке Украины, а также «обменяться мнениями, в каком состоянии находятся усилия по завязыванию политического процесса с целью урегулирования кризиса на Украине».
Об этом во время брифинга в Москве 25 августа сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров.
«Разумеется, все ожидают, что минская встреча позволит обменяться мнениями, в каком состоянии находятся усилия по завязыванию политического процесса с целью урегулирования кризиса на Украине. Сегодня мы слышим много заявлений на этот счет, о необходимости начала политического диалога, о том, что Минский формат – не единственный, что есть и другие, которые нужно задействовать. Упоминаются «Нормандская четверка», Женевский формат», – сказал Сергей Лавров, слова которого приводит пресс-служба российского МИДа.
Глава внешнеполитического ведомства России отметил, что Россия готова «к любому формату, лишь бы был результат».
«Лишь бы мы начали двигаться от военного противостояния на Украине, от гражданской войны к национальному диалогу, к формированию того самого национального единства, о необходимости которого говорилось еще 21 февраля в соглашении, подписанном тогда еще в качестве оппозиционеров Арсением Яценюком, Виталием Кличко и Олегом Тягнибоком», – подчеркнул министр Сергей Лавров.
Напомним, что во время интервью телеканалу ARD 24 августа, спустя день после возращения из поездки в Киев, канцлер Германии Ангела Меркель сказала, что «переговоры между Петром Порошенко и Владимиром Путиным, которые должны состояться на следующей неделе в Минске, едва ли оправдают ожидания прорыва в политическом разрешении кризиса вокруг Украины».
В интервью ARD Ангела Меркель отметила, что «хочет сохранить хорошие торговые и дипломатические отношения с Москвой», подчеркнув вместе с тем, что «украинский народ должен иметь возможность самостоятельно выбирать свой путь».
Мариуполь: новая вспышка агрессии
По данным Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) 25 августа была «зафиксирована попытка российских военных под видом донбасских боевиков организовать новый район вооруженного противостояния на юге Донецкой области».
«В 5:20 утра по местному времени в районе населенных пунктов Щербак и Новоазовск смешанная колонна бронетехники в составе десяти танков, двух БМП и двух "Уралов" пересекла государственную границу Украины. Пограничники вступили в бой и вызвали подкрепление. Сейчас трасса Новоазовск-Мариуполь находится под контролем сил Антитеррористической операции. С территории Российской Федерации ведется обстрел в направлении Новоазовска», – отметил во время пресс-брифинга в Украинском кризисном медиа-центре 25 августа представитель Информационно-аналитического центра СНБО полковник Андрей Лысенко.
По словам президента украинского аналитического центра «Открытая политика» Игоря Жданова, «украинский вопрос», идея стабилизации ситуации на востоке Украины, прекращение помощи со стороны России пророссийским наемникам на территории Украины, – это вопросы, которые в первую очередь необходимо рассмотреть во время встречи в Минске.
«К сожалению, понятно, что мирный результат по данным вопросам достигнут не будет, поскольку я не вижу, что Россия готова идти на компромиссы. Наоборот наступление пророссийских войск и техники 25 августа в направлении города Мариуполь, о чем сообщает Совбез Украины, свидетельствует о том, что Россия готова усилить свои переговорные позиции во время диалога с Украиной на саммите в Минске за счет эскалации военных действий на новом участке», – говорит Игорь Жданов Русской службе «Голоса Америки».
Он считает, что российская сторона в Минске попытается давить на украинскую делегацию, попытается найти аргументы, которые оправдывают действия сепаратистов, поддержку боевиков на Донбассе.
Укрощение России
«История с "гуманитарным конвоем", гибель почти трехсот человек в пассажирском Боинге-777 "Малазийских авиалиний", который сбили сепаратисты, являются доказательствами того, что именно Россия снабжает боевиков на востоке Украины, и для ее укрощения необходимо вводить новый уровень санкций. Однако, могу предположить, что у Европейского Союза в запасе против агрессивной и вероломной политики России уже ничего не осталось», – подчеркивает Игорь Жданов.
Игорь Жданов критически оценивает итоги визита федерального канцлера Германии Ангелы Меркель в Киев и говорит о том, что довольно странно было слышать от лидера одной из ведущих стран мира призывы, которые можно понять, как «не навредить России».
«Стране, которая воюет против моей Родины? По-видимому, уже можно говорить о возможности введения новых санкций, но пока, кажется, демократически мир не готов к такому развитию событий», – заключает Игорь Жданов
Директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов считает, что главной темой для встречи официальных лиц Европейского Союза, Украины, России, Беларуси и Казахстана в Минске, будет разговор о деэскалации конфликта в Донецкой и Луганской областях.
«Эта главная тема, которая интересует сейчас европейцев, Украину, ее обсуждают в Беларуси и Казахстане. Но тот факт, что российские власти организовали провокацию с «гуманитарным конвоем» следует воспринимать, как намек на нежелание идти по пути урегулирования ситуации на востоке Украины», – говорит Сергей Толстов Русской службе «Голоса Америки».
Сергей Толстов говорит, что ситуация в Минске может кардинально измениться, если во время переговоров какая-либо из сторон, поддерживающая мирное решение на Донбассе, сможет «убедить» Владимира Путина перейти к процессу нормализации обстановки и разрядке напряженности на востоке Украины.
«С другой стороны, официальный Киев настолько не верит в слова и декларации Кремля, что без предварительных условий о прекращении поддержки Россией так называемых Донецкой и Луганской народных республик, ни Петр Порошенко, ни представители Европейского Союза не готовы будут договариваться с Владимиром Путиным», – отмечает Сергей Толстов.
В качестве, отправной точки для начала успешных переговоров, он называет необходимость инициировать процесс двухстороннего прекращения огня.
В тоже время, Сергей Толстов говорит, что сегодня невозможно предугадать настроения лидера России, его желание идти дальше по пути эскалации конфликта, или предпринять попытку найти мирный выход из сложившейся ситуации.
«Каждую неделю Россия перебрасывает через границу с Украиной двадцать – двадцать пять танков старого образца. В самой России такой техники, которую не жалко отдавать, около десяти тысяч единиц, обширные запасы устаревшего вооружения и материального обеспечения. Можно приблизительно подсчитать, на сколько лет хватит этого оружия, если никто не сможет убедить Россию поддержать идею деэскалации конфликта», – считает Сергей Толстов.
Он положительно отзывается об успехах украинских военных в зоне проведения Антитеррористической операции, и считает, что украинские вооруженные силы за последние четыре месяца действительно приобрели неоценимый боевой опыт. Однако о настоящем успехе можно будет говорить только тогда, уверен Сергей Толстов, когда полностью будет перекрыта граница с Россией.
«Хотя политики говорят, что у нас в стране родилась новая армия, но Украина имеет достаточно ограниченный ресурс боеспособности подразделений», – подчеркивает Сергей Толстов.
Экс-министр обороны: поездку в Минск отменить
В персональном блоге на странице Интернет-издания «Украинская правда» бывший министр обороны, народный депутат Украины Анатолий Гриценко призвал президента Петра Порошенко «отменить поездку в Минск на переговоры с Путиным, Лукашенко и Назарбаевым».
«Тем более, не о чем говорить там «один на один» с Путиным-агрессором тогда, когда агрессор не останавливается, и этой ночью нагло пересекает границу колоннами бронетехники, угрожает захватить Мариуполь, огнем артиллерии со своей территории продолжает убивать наших солдат», – пишет 25 августа Анатолий Гриценко.
Анатолий Гриценко считает, что Кремль поступает «цинично», с одной стороны, анонсируя возможную «двустороннюю встречу Порошенко-Путин в Минске для обсуждения «внутреннего украинского конфликта и гуманитарной катастрофы на Донбассе», а с другой, – «цинично предлагает Украине еще один «гуманитарный конвой»».