Члены НАТО готовятся к саммиту альянса, который пройдет в Уэльсе в начале сентября. Главной темой для обсуждения станет понятие коллективной самообороны в свете последних действий России в отношении Украины.
По сути, коллективная самооборона подразумевает, что нападение на одного из 28 членов альянса приравнивается к нападению на всех.
Как заявил генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен в недавней статье в The Wall Street Journal, альянс «должен сохранять готовность, стремление и способность защищать своих граждан», общая численность которых достигает почти миллиарда человек.
Расмуссен добавил также, что лидеры НАТО должны предпринять меры, чтобы альянс был способен «эффективнее, быстрее и с большей гибкостью реагировать на будущие вызовы с какой бы то ни было стороны».
Коллективная самооборона НАТО
Доктрина коллективной самообороны НАТО оказалась в центре внимания в связи с последними действиями России в отношении Украины: аннексией Крымского полуострова и оказанием поддержки пророссийским сепаратистам в восточной части страны.
Как отмечает адмирал Джеймс Ставридис, бывший верховный главнокомандующий ОВС НАТО, агрессивное поведение российского президента Владимира Путина неминуемо повлечет за собой последствия для его страны.
«Стратегия президента Путина окажется стратегическим провалом. На самом деле она способствует усилению НАТО, заставляя альянс преисполниться еще большей решимости и достичь еще большей сплоченности, чем до событий в Украине», – говорит адмирал.
Угроза Москвы
Поведение России также вызвало у некоторых государств, в том числе Балтийских, опасения и даже страхи по поводу того, что Москва может попытаться ввести войска в одну из стран НАТО.
Эксперт по НАТО из Уэслианского университета Огайо Шон Кэй так оценивает баланс сил. «Что касается защиты членов НАТО от России – у членов альянса есть неоспоримое военное преимущество, если оценивать их коллективный потенциал. Структура власти целиком находится в руках Запада. Так что вопрос только в том, как именно они хотят использовать свои рычаги влияния в отношениях с Россией с учетом ее последних действий», – отметил эксперт.
Ставридис придерживается того же мнения, отмечая: «Не могу сказать, чтобы я не спал ночами, волнуясь из-за возможного вторжения России в одну из стран НАТО».
Однако, по мнению Ставридиса, чтобы умерить беспокойство стран, чувствующих угрозу со стороны России, на саммите НАТО лидеры должны принять решительные меры.
«Необходимо увеличить воздушный флот, патрулирующий границы альянса. Мы должны расширить и укрепить морское базирование как на севере, в Балтийском море, так и на юге в Черном», – отмечает он. «На мой взгляд, мы также должны оказать поддержку вооруженным силам Украины, предоставляя им оборудование, экспертов для боевой подготовки, консультации в области кибертехнологий, а также помогая им подготовиться к возможному следующему шагу России – открытого вторжения в Украину».
Трения между Россией и НАТО
Что касается будущего, Ставридис прогнозирует рост напряженности в отношениях между Россией и НАТО, однако считает, что возвращения к Холодной войне ждать не стоит. «Во время Холодной войны шесть миллионов человек стояли наготове к противостоянию по обе стороны Фульдского коридора. Мир патрулировали мощнейшие военно-морские силы, и все мы находились в состоянии повышенной боевой готовности. Ядерное оружие стояло наизготовку. По всему миру шли опосредованные войны – это была основа политической и военной деятельности на протяжении 20-30 лет. Нет, такое снова не повторится», – говорит Ставридис.
По мнению бывшего главнокомандующего, на предстоящем саммите НАТО также будет обсуждаться роль альянса в Афганистане спустя 10 лет с момента начала кампании в этой стране, а также необходимость более соразмерного распределения военных расходов между членами альянса.