Линки доступности

Саммит G7 в Хиросиме и ядерный вызов из Кремля


Лидеры "Большой семерки" в Мемориальном парке мира в Хиросиме. 19 мая 2023г.
Лидеры "Большой семерки" в Мемориальном парке мира в Хиросиме. 19 мая 2023г.

Одна из основных тем встречи «Большой семерки» в городе-жертве атомной бомбардировки – угроза применения Москвой ядерного оружия

Одной из основных тем, которые обсуждают лидеры «Большой семерки» в Хиросиме, стала тема ядерного разоружения: уже давно человечество не отходило от соблюдения договоренностей о контроле над ядерным оружием так далеко, как сейчас. В городе, уничтоженном атомной бомбой в 1945 году, разговор о том, как сдерживать ядерные амбиции, приобрел особое значение. Лидеры G7 не только возложили венки к мемориалу жертвам атомной бомбардировки в Парке Мира, но и встретились с одной из «хибакуся», как называют в Японии тех, кто пережил эту бомбардировку лично – Тосико Танака, которой в 1945 году было 6 лет.

В первом же совместном коммюнике по Украине, наряду с осуждением России и обещанием помощи Киеву, лидеры «Большой семерки» дали ясно понять, какую страну они считают ответственной за распространение угроз, связанных с ядерным оружием:

«Безответственная ядерная риторика России, подрыв режимов контроля над вооружениями и заявленное намерение разместить ядерное оружие в Беларуси опасны и неприемлемы… Подтверждаем нашу позицию о недопустимости угроз применения ядерного оружия со стороны России, а тем более любого применения Россией ядерного оружия в контексте ее агрессии против Украины».

В отдельном заявлении лидеров G7 по поводу нераспространения ядерного оружия эта тема раскрывается подробнее – там подчеркивается важность «77-летнего периода неприменения ядерного оружия», еще раз осуждается «безответственная ядерная риторика России», и содержится ряд призывов и обещаний. В частности – призыв «к немедленному началу давно назревших переговоров по договору о запрещении производства расщепляющихся материалов для использования в ядерном оружии или других ядерных взрывных устройствах», а также призыв к ядерным странам публиковать данные о количестве ядерных зарядов, как это недавно сделали Вашингтон и Лондон, и в целом двигаться к миру, свободному от ядерного оружия.

В документе также поддерживается «Хиросимский план действий», ранее предложенный премьер-министром Японии Фумио Кисидой и содержащий рекомендации по пяти направлениям: повышение прозрачности ядерного потенциала (как ядерных сил, так и ядерных арсеналов в целом), сокращение числа ядерных боеприпасов, обеспечение нераспространения ядерного оружия, содействие мирному использованию ядерных материалов и отказ от использования атомных вооружений.

Матико Сато: «Тема ядерного разоружения для Фумио Кисиды – глубоко личная»

Для премьер-министра Японии Фумио Кисиды, семья которого родом из Хиросимы, а сам он избирался в парламент от этого города, тема ядерного разоружения является такой же важной, как и тема солидарности с Украиной.

Об этом в интервью Русской службе «Голоса Америки» сказала политолог Матико Сато, профессор Школы международных отношений при Университете Сидзуока в Японии: «Тема контроля над ядерным вооружением и ядерного нераспространения для премьера Кисиды является глубоко личной. Он готовился к ее обсуждению на саммите «Большой семерки» очень серьезно. Для него очень важно проявить лидерство на этом направлении».

Матико Сато считает, что Фумио Кисида сделал много для того, чтобы ядерная тема была, наряду с Украиной, в центре дискуссий в Хиросиме: «Он представил «Хиросимский план действий» по вопросам международной ядерной политики, и хочет показать, что Япония возглавляет международные усилия по достижению мира без ядерного оружия. Это, конечно, подход с большой долей идеализма, но это все равно важно».

Профессор Университета Сидзуока также подчеркнула, что для властей Японии в целом «очень важно продемонстрировать единство с западными демократиями в вопросах поддержания миропорядка, основанного на правилах, а также ответить на угрозы России применить ядерное оружие – возможно, поэтому с президентом Зеленским была продемонстрирована даже большая солидарность, чем это предполагалось ранее, и лидер Украины едет в Хиросиму лично».

В США решают, как относиться к ядерному шантажу Москвы

Между тем, люди в руководстве России, пропагандисты и прокремлевские политологи постоянно говорят о возможности ядерного удара по самым разным целям – от Киева до Вашингтона. Особенной активностью по этой теме в соцсетях прославился Дмитрий Медведев – бывший президент и премьер-министр России, сейчас занимающий пост заместителя председателя Совета безопасности страны.

Его сообщения полны рассуждений о том, как и кого накажет Россия, если, например, Украина попытается вернуть себе аннексированный Крым: «Попытка отвоевать Крым – это основание для применения всех средств защиты, включая предусмотренных доктриной ядерного сдерживания».

В другом случае Медведев реагировал на призывы западных политиков убрать «руку Москвы» с ядерной кнопки и предлагал представить, «что Россия вынуждена применить самое грозное оружие против украинского режима, совершившего масштабный акт агрессии, который опасен для самого существования нашего государства… Погибать в ядерном апокалипсисе заокеанские и европейские демагоги не собираются».

Эта риторика, о которой упомянула в нескольких документах «Большая семерка» в Хиросиме, на днях стала предметом рассмотрения в Сенате США. В ходе слушаний 16 мая в сенатском Комитете по международным делам его председатель, сенатор-демократ от Нью-Джерси Роберт Менендес (Robert Menendez) прямо сравнил нынешнее противостояние Вашингтона и Москвы с Карибским кризисом 1960-х: «Последний раз, когда отношения США и России были настолько плохи, был тогда, когда Джон Кеннеди был президентом, а Хрущев направил на нас ядерные ракеты, размещенные на Кубе».

Старший республиканец в том же комитете, сенатор от штата Айдахо Джеймс Риш (James Risch) сосредоточился на ядерном шантаже, исходящем из Кремля:

«Мы должны предвидеть увеличение числа ядерных угроз (со стороны России – Д.Г.). Они стали постоянными, а с начала конфликта в Украине – буквально повседневными и частыми до такой степени, что их стали просто игнорировать. Это опасно, но этого следовало ожидать, учитывая то, как грубо проводится российская государственная политика. Ход мыслей России в этой области представляется ясным: Путин думает, что может угрожать применением ядерного оружия без опасности какого-либо похожего ответа со стороны Запада. Напротив, он уверен, что эти его угрозы удержат нас от тех действий, которые мы должны предпринять для защиты наших интересов».

Директор программы трансатлантической безопасности в «Центре за новую американскую безопасность» (Center for New American Security, CNAS) Андреа Кендалл-Тэйлор (Andrea Kendall-Taylor), в прошлом – сотрудник разведки США, в ходе слушаний в Сенате также предположила, что Владимир Путин может воспользоваться ядерными опциями, если его обычные военные возможности будут и дальше сокращаться:

«Чем более уязвимо будет Путин себя чувствовать в связи с деградацией его обычных вооруженных сил, тем больше он будет полагаться на нетрадиционные методы для достижения своих целей, включая гораздо большую опору на ядерные вооружения, в том числе на нестратегические ядерные вооружения. Это серьезно приближает нас к реальной ядерной войны».

Эксперт CNAS призвала быть готовыми к моменту, когда последние договоренности в сфере ядерных вооружений (в частности, договор о стратегических наступательных вооружениях, СНВ-3) могут быть разрушены:

«Я считаю, что опасность применения ядерного оружия только возрастает. И я думаю, что мы не только должны обсуждать, какую в этом роль играет контроль над вооружениями, но и то, какими вообще способами сдерживания мы обладаем. Например, нужно ли нам вернуться к большему количеству учений с ядерным оружием, и как мы можем убедить Россию в том, что мы способны вести ядерную войну. И хотя я продолжаю считать контроль над ядерным оружием очень важным, мы должны учитывать вместе с нашими партнерами возможность отсутствия такого контроля в будущем, и исходить из этого в наших усилиях по сдерживанию России».

Сенаторы-республиканцы в ходе слушаний задавали специалистам вопрос – а стоит ли Соединенным Штатам продолжать соблюдать договор СНВ-3, если Россия отказалась от любого сотрудничества с США, предполагаемого этим документом?

Бывший посол США в Москве Джон Салливан (John Sullivan) в своем ответе отстаивал важность исполнения Вашингтоном положений договора:

«Я думаю, это важно - демонстрировать нашу транспарентность в этом вопросе, нашу приверженность сохранению контроля над ядерными вооружениями в то время, когда Путин играет в ядерные игры. И я говорю именно об играх, потому что я не думаю, что он хочет ядерной войны с США. Но он использует ядерный шантаж - то немногое, что у него осталось, то есть ядерное оружие - чтобы как-то на что-то влиять».

При этом экс-посол напомнил, что российский МИД после объявления Путина о приостановлении исполнения СНВ-3 заявил о продолжении соблюдения Россией статей договора, касающихся количественных ограничений ядерных зарядов.

Кевин Райан: Путин уже подготовил почву для применения ядерного оружия

Однако в США большинство экспертов призывают вообще не доверять Москве в ядерной сфере, а некоторые из них уверены, что нужно готовиться к наихудшему варианту развития событий.

Так считает, например, ведущий специалист по ракетной тематике Центра Белфера в Гарвардском университете Кевин Райан (Kevin Ryan), опубликовавший на этой неделе статью «Почему Путин применит ядерное оружие в Украине». Ученый говорит, что опасность очень велика:

«Многие западные эксперты заявляют, что серьезно относятся к угрозе российского ядерного удара по Украине, но делают ошибку, утверждая, что вероятность этого мала… На самом деле есть веские доказательства того, что проблема актуальна, и я утверждаю, что Путин применит тактическое ядерное оружие в своей войне в Украине».

Кевин Райан, бригадный генерал в отставке, служивший в первые годы правления Владимира Путина военным атташе США в России, считает, что российский лидер «готовил почву для применения ядерного оружия в Украине с самого начала войны, и он готов применить это оружие в любой момент, вероятнее всего, в ответ на неспособность его ослабленных войск поддерживать напряженную ситуацию обычными средствами».

Эксперт Центра Белфера перечисляет уже известные шаги, по его словам, предпринятые Кремлем для того, чтобы сделать тему применения ядерного оружия обыденной в глазах как Запада, так и российских граждан: приостановку исполнения обязательств по СНВ-3, возможного размещения ядерного оружия в Беларуси, упреки в отношении США, которые, по словам Путина, разместили тактическое ядерное оружие в Европе уже давно.

«Помимо многократных предупреждений Запада о том, что он может применить ядерное оружие, Путин и его руководство шаг за шагом излагали россиянам причины, по которым им следует применить это оружие» - утверждает Кевин Райан. При этом эксперт считает, что «утверждения о том, что такие важные партнеры, как Китай или Индия, отговорят Путина от применения ядерного оружия, опровергаются опытом войны».

«Ничто из этого не означает, что мы на Западе должны оказывать давление на Украину, чтобы она отказалась от своей цели по освобождению всей захваченной территории. Но это означает, что мы должны предвидеть применение ядерного оружия и соответствующим образом разрабатывать наши возможные ответные меры» - говорит эксперт Центра Белфера.

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

Форум

XS
SM
MD
LG