Линки доступности

Сенаторы Шахин и Портман: Главное – поддержать украинский народ и сдержать Путина


Сенаторы Джин Шахин и Роб Портман (архивное фото)
Сенаторы Джин Шахин и Роб Портман (архивное фото)

Агрессивные действия Кремля сплотили и американских сенаторов, и страны НАТО – считают эксперты

«Самое важное, что мы можем сделать сейчас в Сенате для защиты Украины от российской агрессии, – это прийти к двухпартийному соглашению по законодательным мерам касательно ее поддержки», – заявили 2 февраля сенаторы Джин Шахин (Jeanne Shaheen), демократ из штата Нью Гэмпшир, и Роб Портман (Rob Portman), республиканец из Огайо, встретившиеся для диалога с экспертами и аудиторией на площадке Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies, CSIS) в Вашингтоне.

Двухпартийному консенсусу, ставшему в Конгрессе и Сенате большой редкостью за последние пять лет, сенаторы в значительной мере обязаны, как это ни парадоксально, агрессивной внешней политике Владимира Путина. Десять дней назад делегация Сената США посетила Киев – с целью выяснить, что американские законодатели могут предпринять в плане защиты Украины от потенциальной агрессии. В делегацию входили четыре сената-демократа и три республиканца. Возглавлявшие делегацию Джин Шахин и Роб Портман не видят препятствий для прохождения их законопроектов по поддержке Украины в Сенате, который, как известно, разделен по партийному признаку ровно 50/50.

Еще один консенсус, укрепившийся в последние месяцы перед лицом агрессивных действия Кремля в Европе – это, конечно, единство стран-членов НАТО. «Россия угрожает не только Украине, но и европейской безопасности», – считает эксперт Германского фонда Маршалла Джонатан Кац (Jonathan Katz, The German Marshall Fund of the United States, GMF) – бывший ответственный сотрудник Агентства США по международному развитию (USAID), курировавший программы в Украине, Грузии, Молдове и России.

«Соединенные Штаты, их союзники и партнеры работают над решением проблемы потенциальной нехватки энергии в Европе, находя альтернативных поставщиков, – говорит Джонатан Кац. – речь идет о сплоченности альянса. В последних заявлениях, сделанных официальными лицами Германии, мы видим, что позиция этой страны во многом совпадает с американской. Думаю, мы увидим эту сплоченность, во время запланированного визита канцлера Олафа Шольца в США и его встречи с президентом Джо Байденом».

«Политика открытых дверей, закрепленная в статье 10 устава НАТО, – ключевая вещь в подходе альянса к безопасности, – продолжает Джонатан Кац в комментарии для Русской службы «Голоса Америки». – Эта дверь всегда была открыта и навсегда останется таковой: в этом не может быть никаких подвижек. И это заставляет многих беспокоиться о тактике Путина, изложившего свои требования по нерасширенною альянса, несмотря на то, что он прекрасно знал – является невозможным. Его действия на границу с Украиной не имеют ничего общего с вопросом расширения НАТО: речь идет о замыслах Кремля в отношении Украины, которые полностью изложены самим Путиным и не оставляют сомнений в том, как он относится к Украине и ее народу. Он видит их в составе своей России в подчиненном положении».

После поездки в Украину сенатор Джин Шахин убеждена: «То, что делает Кремль, прямо противоположно деэскалации. Он полностью сфабриковал этот кризис. А чего добился – так это объединил НАТО против агрессии, и это прямо противоположно тому, что он Путин, по его словам, хотел получить».

«Украина – молодая демократия, – продолжает Джин Шахин. – И она должна иметь возможность самостоятельно определить свое будущее: мы не можем позволить России решать за другое суверенное государство, не можем дать ей право вето на вступление любой страны в НАТО».

«Это волнует не только Украину. Мы видели агрессивные действия России в 2008 году в Грузии. Мы видели это вновь в 2014 году, когда Россия захватила Крым и восток Украины. Мы видели это в Молдове, в Черногории, где была попытка организовать переворот, свергнуть законное правительство – под угрозой все демократии региона, и это потенциал для самого большого конфликта со времен Второй мировой войны», – говорит сенатор.

«Финляндия и Швеция являются частью европейской безопасности, – считает Джонатан Кац. – Даже если они не состоят пока в НАТО. У них тоже появилась теперь реальная обеспокоенность тем, что делает Путин. И если эти страны захотят подать заявку на членство, она будет рассмотрена также, как и украинская или грузинская».

«Если Путин думал, что своими действиями он может расколоть НАТО, – резюмирует Джин Шахин, – то на самом деле он объединил нас – таким образом, как этого не было уже очень давно». Говоря о единодушии среди американских законодателей по данному вопросу, она добавила: «Способность быстро реагировать на происходящее в двухпартийном режиме, поддержать украинский народ и сдержать Путина – это самое главное, что мы можем сделать».

Сенатор также подчеркнула необходимость информационного контрпропагандистского противодействия кампании дезинформации, которую ведет Кремль. «Не только наши союзники смотрят на то, каким будет наш ответ, но и наши противники: Китай, Иран, Северная Корея», – заключила Джин Шахин.

Сенатор Роб Портман в свою очередь подчеркнул, что Россия готовит новый виток войны против Украины более основательно: «Ситуация сильно отличается от того, что было в 2014 году: с точки зрения типов войск, оборудования, медицинских подразделений, которые сейчас дислоцированы у границы – вплоть до мобильных станций переливанию крови... Это совсем другой профиль войны. Чтобы удержать Россию от повторения ужасной ошибки, мы должны обеспечить Украину адекватным вооружением, включая противотанковые, противовоздушные и противокорабельные ракеты, например».

Сенатор Портман напомнил, что Украина уже потеряла в войне 14 тысяч человек. «Для страны с населением 44 миллиона – это очень много. Это эквивалентно тому – представьте только! – что США потеряли бы на войне больше ста тысяч человек! Как бы мы себя чувствовали?»

Для мирового порядка «последствия войны могут оказаться очень разрушительными, – считает Роб Портман. – Если Путин ее развяжет, то свободный мир должен ответить. Светильник свободы не должен угаснуть. И это вызов не только Европе и не только нашим союзникам по НАТО, но и всем свободолюбивым странам мира».

XS
SM
MD
LG