Линки доступности

Потенциальные препятствия на пути России к вступлению в ВТО


Россия прилагает усилия по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) с 1993 года. Среди возможных остающихся на ее пути препятствий эксперты выделяют новый таможенный союз с Беларусью и Казахстаном и обещания Грузии использовать свое право вето.

1 июля Россия, Беларусь и Казахстан подписали соглашение о создании таможенного союза между тремя странами. Конечной целью является создание в будущем единого общего рынка численностью порядка 170 миллионов человек.

Андерс Аслунд из Института международной экономики имени Петерсона считает, что непонятно, о чем договорились три страны. Кроме того, Аслунд добавляет, что попыток создания подобной торговой зоны уже было немало: «Сначала, если помните, был союз между Россией и Беларусью в январе 1994 года. Затем таможенный союз с Казахстаном и Россией в 1995, к которому позднее присоединились Беларусь, Кыргызстан и Таджикистан. В дальнейшем он был переименован в ЕВРАЗЭС [Евразийское экономическое сообщество] в 2000 году, и, по сути, развалился», – рассказывает эксперт.

Аслунд напоминает, что в сентябре 2003 года за ним последовало Единое экономическое пространство, в состав которого вошли Россия, Беларусь, Казахстан и Украина. Однако и оно распалось из-за «оранжевой революции» на Украине. По словам эксперта, в новый таможенный союз, основанный скорее на Едином экономическом пространстве, чем на таможенном союзе 1995 года, Украина не вошла. «За последние годы было подписано много документов, однако все они ничего не значат. Так что это просто большая бюрократическая головоломка, и, похоже, никто не соблюдает законы – так почему мы должны в нее верить?» – подытоживает Аслунд.

Роберт Легвольд из Колумбийского университета согласен с ним. Эксперт считает, что подобный союз вряд ли будет успешно доведен до конца в ближайшее время. «Россияне и белорусы постоянно ссорятся, – отмечает он. – Даже если бы все стороны изъявили свою добрую волю, у него все равно возникли бы фундаментальные проблемы – однако сейчас даже нет доброй воли сторон».

Некоторые аналитики считают, что участие России в таможенном союзе может навредить ее шансам на вступление во Всемирную торговую организацию, регулирующую правила международной торговли. Другие – такие как Легвольд и Аслунд – не согласны с этим. По словам Андерса Аслунда, он недавно говорил с высокопоставленными российскими чиновниками, которые рассказали ему, что никто в Москве не воспринимает таможенный союз всерьез. Кроме того, Аслунд отмечает, что представители российских властей неоднократно пытались убедить Вашингтон, что новый таможенный союз не станет помехой для вступления в ВТО.

По мнению аналитиков, гораздо более серьезное препятствие представляет собой нежелание правительства Грузии допустить членство России в ВТО. По правилам организации, наложить вето на присоединение новой страны может любой ее действующий член, так как решения в ВТО принимаются на основе консенсуса. Последние годы власти Грузии уже грозили использовать свой голос против Москвы.

Раздражение Тбилиси вызывает российское экономическое эмбарго против Грузии. Кроме того, грузинские власти крайне недовольны российской поддержкой отколовшихся от Грузии Абхазии и Южной Осетии.

Дэвид Кристи, юрист и эксперт по торговле из компании DLA Piper, помогавший правительствам разных стран в оформлении их заявок на членство в ВТО, отмечает, что между Москвой и Тбилиси есть и другие спорные вопросы – в частности, касающиеся пограничных постов в Абхазии и Южной Осетии. По его словам, Грузия остановила официальные переговоры в рамках рабочей группы с Россией. При этом российская сторона использовала неофициальные совещания для продвижения процесса, однако дело не сдвинулось с мертвой точки.

По словам Кристи, грузинские власти по-прежнему выступают против вступления России в ВТО – хотя, возможно, и не так рьяно как раньше. Эксперт напоминает, что Россия заключила около 60 двусторонних соглашений с отдельными членами ВТО, в том числе и с Грузией. Однако соглашение с Тбилиси было расторгнуто обеими сторонами в 2006 году, и так и не было восстановлено. Дэвид Кристи считает, что для его восстановления потребуется приложить усилия.

Однако эксперт убежден, что, если Грузия останется единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО, под политическим давлением Тбилиси может пересмотреть свою позицию.

XS
SM
MD
LG