В администрации президента США Джо Байдена склоняются к тому, что ближайшие недели могут предопределить окончательный исход войны России в Украине со всеми вытекающими долгосрочными последствиями. Об этом накануне сообщила The New York Times со ссылкой американских высокопоставленных лиц.
В случае, если новое российское наступление на востоке застопорится, считают аналитики в администрации Байдена, президент РФ Владимир Путин окажется перед жесткой дилеммой: либо бросить на войну, которая может растянуться на неопределенный срок, еще больше сил, либо всерьез приступить к мирным переговорам с целью достижения конкретных договоренностей с Киевом.
По словам одного из источников издания, в Пентагоне полагают, что украинским войскам по силам не только затормозить движение армии противника, но и отбить у нее оккупированные территории.
Тем временем, как передают СМИ, российские войска продолжают попытки продвигаться вперед на востоке и юго-востоке Украины. Любое наступление всегда чревато ростом потерь среди личного состава, численность которых Минобороны РФ не уточняет с 15 марта.
В этом контексте остро встает вопрос мотивировки и состояния боевого духа сражающихся сторон. По оценкам независимых экспертов, решающим фактором может стать именно это в сочетании с обеспеченностью современным вооружением.
«Судя по всему, в армию набирают людей из депрессивных, отсталых районов»
Никаких рациональных, и уж никак не априори абсурдных типа “денацификации”, лозунгов, под которыми могли бы сражаться россияне в войне в Украине, не существует, убежден главный редактор «Ежедневного журнала» Александр Рыклин. По его мнению, единственный стимул, который заставляет людей оставаться в российской армии сегодня – это деньги.
«Ну не с криками же «За Путина!» или «За Сечина!» им подниматься в атаку!.. – добавил он в комментарии Русской службе «Голоса Америки». – Хотя и контрактникам на самом деле платят копейки. В голове не укладывается, чтобы люди в здравом уме были готовы идти в бой и умирать за такие гроши. И, в общем, российская армия явно не горит желанием воевать. Офицерский состав, сержанты и рядовые занимаются саботажем ровно в той степени, в какой могут. Это говорят результаты: войска топчутся на месте, оставляют занятые населенные пункты».
Согласно тарифной сетке российской армии, в мирное время оклад рядового на первых двух годах службы составляет 19 000–23000 рублей в месяц (около 200 долларов). У сержанта с выслугой от 5 до 10 лет – 42 000 рублей. Еще существует система как надбавок, так и негласных «поборов». На войне ставки, естественно, поднимаются, но это секретная часть.
Отсутствие мотивации у россиян и, наоборот, воля к сопротивлению и страстное желание украинцев защитить свою землю, свои дома, близких – важнейший фактор в войне, возможно, даже самый важный, считает журналист. «Из просачивающейся информации в СМИ по крупицам можно представить лицо российской армии. Так, среди раненых (в Украине – В.В.) совсем нет москвичей и жителей мегаполисов. Судя по всему, в армию набирают людей из депрессивных, отсталых районов, для которых даже те копейки, которые им платят, являются подспорьем. Выводы напрашиваются сами собой».
К тому же ресурсы современной военной техники у российской армии, как ни крути, конечные, а у Украины они, наоборот, практически неисчерпаемые – уточнил Александр Рыклин. «Потому за что за ней стоят вся Европа и мощнейшие западные державы. Россия не сможет перекрыть каналы поставок западных вооружений. Разумеется, украинцы и без этого были готовы сражаться до конца. Те же чудовищные зверства (в отношении мирного населения Украины – В.В.), которые зафиксированы международной общественностью (после ухода российских оккупационных войск из населенных пунктов – В.В.), лишь усиливают их мотивацию», – резюмировал он.
«Режиму нужно пушечное мясо»
Похоже, российские военнослужащие зомбированы пропагандой так же, если не в большой мере, чем большинство остального населения страны, в свою очередь заметил руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги Андрей Колесников.
Поэтому позиция офицеров и солдат, кажется, полностью идентична официальной, пояснил собеседник «Голоса Америки»: «Это «превентивный удар», «освобождение Украины от нацистов» и так далее. То есть они тупо повторяют то, что мы слышали из уст верховного главнокомандующего. Это феномен своего рода бездумного ретранслятора. Еще проблема в том, что “специальная военная операция” вошла в чрезвычайно горячую фазу, растет взаимное ожесточение и пренебрежение законами ведения войны, как мы видим. Боевые действия идут уже без всяких правил, хотя всю правду об этом мы узнаем, видимо, нескоро».
Между тем мотивация и моральный дух вооруженных сил уже стали определяющим фактором в сражении, констатировал Андрей Колесников: «То, что Путин со своими генералами, рассчитывал сделать за пять дней, не удается сделать за два месяца. Уже из этого понятно, кто как воюет. Все решает дух. У нашей армии дух аморальный. Отсюда и все проблемы, что, в свою очередь, создает проблемы для другой стороны. Потому что российская армия превращается в армию мародеров. Не замечать свидетельствующие об этом факты просто невозможно, они подтверждены различными источниками. Еще хуже, что сама армия прекрасно знает, что внутри нее происходит. Это просто человеческая катастрофа».
Война в Украине может негативно отозваться на весеннем призыве в армию, подчеркнул политолог. «Само собой разумеется, что молодые люди, если уж они не полные идиоты, хотя и таких очень много, будут избегать призыва, прекрасно понимая, что их ждет. Живой силы не хватает, режиму нужно пушечное мясо. Да, в Кремле скрывают потери и факты участия в боевых действиях солдат-срочников. Однако все всё понимают», – заключил он.
Эксперты – о мотивации и моральном духе воюющих сторон и о том, что может стать переломным моментом в войне