Линки доступности

Россия и Грузия: замороженный конфликт


В преддверии второй годовщины российско-грузинской войны, Дмитрий Медведев заявил в интервью журналистам, что «нормальные отношения» России с Грузией невозможны до тех пор, пока у власти находится Михаил Саакашвили. В свою очередь, грузинский президент, выступая в среду 4 августа перед военнослужащими на военном кладбище, назвал Россию врагом и заявил, что само существование его правительства представляет собой часть процесса «необратимого распада старой империи и старой сферы имперского влияния».

После войны, в результате которой 850 человек погибло и еще около 35 тысяч осталось без крова, на границе между Россией и Грузией все тихо. В марте открылся единственный пограничный контрольно-пропускной пункт. Авиасообщение между двумя столицами осуществляется посредством стихийных чартерных рейсов.

В изоляции от России грузинская молодежь все меньше говорит на русском. Оторвавшись от двух веков тесных связей, целое поколение грузин растет с ориентацией на Лондон и Париж вместо Москвы и Санкт-Петербурга.

Алексей Малашенко, эксперт по Кавказу и Центральной Азии в Московском центре Карнеги отмечает, что Россия, хотя и выиграла войну, не добилась дипломатического мира. За исключением самой России, ни одна из бывших советских республик не признала официально Абхазию и Южную Осетию – два отколовшихся от Грузии региона, чью независимость поддержала Москва. По словам Малашенко, это отражает нежелание пересматривать установленные после распада СССР границы и слабость российского влияния на постсоветском пространстве.

Что касается Грузии, то Саакашвили удалось удержаться у власти после военного поражения, несмотря на прокатившуюся по улицам грузинских городов волну акций протеста. Два месяца назад, его партия с большим отрывом победила на муниципальных выборах, проходивших по всей стране, включая ключевую гонку за пост главы Тбилиси.

После периода изоляции, этим летом грузинский президент возобновил государственные визиты в Европу. В прошлом месяце в Тбилиси, он принимал четырех министров иностранных дел, включая госсекретаря США Хиллари Клинтон. Во время визита Клинтон подчеркнуто говорила об «оккупации» Абхазии и Южной Осетии.

Несмотря на то, что президент Никарагуа Даниэль Ортега недавно объявил о своем намерении посетить с визитом Южную Осетию в следующем месяце, реальность такова, что за два года, прошедшие после российско-грузинской войны, независимость отколовшихся регионов признали только Россия, Никарагуа, Венесуэла и тихоокеанское островное государство Науру.

Анатолий Цыганок, глава московского Центра военного прогнозирования, утверждает, что российские солдаты спасли эти два малочисленных народа от грузинской агрессии. Однако он отмечает, что Россия проиграла информационную войну в мире.

Заглядывая наперед, ключевой датой в кремлевском календаре станет февраль 2014 года, когда Россия будет принимать Зимние олимпийские игры в Сочи. Учитывая, что некоторые из олимпийских объектов находятся в пределах видимости от Абхазии, аналитики прогнозируют, что к этому времени России будет необходим мир с Грузией.

В настоящий момент, однако, никакой разрядки напряженности в отношениях двух стран не наблюдается. Государственные российские СМИ продолжают демонизировать грузинского президента и его правительство. На прошлой неделе они опубликовали старую фотографию Веры Кобалии, министра экономики Грузии, на которой она изображена танцующей на столе с полураздетыми подругами в одном из баров Флориды. Российские таблоиды и телеканалы ухватились за историю, рассказывая о 28-летней «министре-стриптизерше».

Максим Шевченко, тележурналист и член Общественного совета, на этой неделе выразил мнение, разделяемое многими представителями российской власти. Выступая в Москве в ходе круглого стола, он заявил: «У нас нет проблем в отношениях с Грузией, а есть проблема в отношениях с Саакашвили, которого мы считаем военным преступником. Именно он отдавал приказы об убийствах российских миротворцев. С Саакшавили лично никаких переговоров не будет».

С приближением годовщины пятидневной войны, Тбилиси не демонстрирует никаких признаков готовности к компромиссу. В четверг, в интервью агентству «Франс-Пресс» премьер-министр Грузии Ника Гилаури заявил, что Грузия использует право вето против вступления России в ВТО, если Москва не позволит грузинским властям назначить своих сотрудников на таможенных КПП на российской границе с Абхазией и Южной Осетией.

Кроме того, две недели назад грузинский парламент утвердил резолюцию, согласно которой 25 февраля признается Днем советской оккупации. В этот день, в 1921 году, Грузия была включена в состав Советского Союза. Через месяц, в начале учебного года, в грузинские школы поступят новые учебники истории, в которых подробно описаны 200 лет российской оккупации Грузии.

XS
SM
MD
LG