Линки доступности

Госдума России приняла заявление по Сирии


Предложения выйти из договора СНВ-3 и вооружить Иран не получили поддержки

МОСКВА. - Государственная Дума России посвятила часть своего заседания в среду обсуждению и принятию специального заявления по Сирии. Его проект был подготовлен комитетом Госдумы по международным делам, председатель которого – член «Единой России» Алексей Пушков – рассказал коллегам о его содержании.

В проекте заявления говорится, что «ракетно-бомбовая атака против Сирии может поставить под угрозу ядерную и химическую безопасность в регионе, приведет к новым смертям среди мирного населения, к дальнейшему разрушению системы жизнеобеспечения страны и в конечном счете к необратимой гуманитарной катастрофе». Проект осуждает «намерение руководства Соединенных Штатов Америки и ряда других государств в обход Совета Безопасности ООН нанести ракетно-бомбовые удары по Сирии».

Сам Алексей Пушков, описывая ситуацию вокруг Сирии, заявил: «Американская администрация с массой оговорок, но, тем не менее, готова рассмотреть российское предложение о том, что химический потенциал Сирии будет передан под международный контроль. Если эти дипломатические усилия дадут результаты, то, возможно, это и будет выходом из той ситуации, в которой сейчас оказалась Сирия и весь мир – той ситуации, предвоенной, и нам удастся отменить внешнее вмешательство в Сирию».

К обсуждению проекта заявления активно подключились члены коммунистической фракции. Коммунист Владимир Семагин оперировал историческими сравнениями: «Ситуация напоминает 1933 год, когда фашисты подожгли рейхстаг, а обвинили в этом совсем других. Практически такая же ситуация в Сирии. В 1933 году это потом привело к началу Второй мировой войны».

Другой член фракции КПРФ Владимир Федоткин утверждал, что США вообще нужно запретить вмешиваться в процессы на Ближнем Востоке: «Это лишь очередной этап, очередное звено агрессии Америки на Ближнем Востоке и не только. Отпадет Сирия, не будет ударов, мы скажем “хорошо” – а будет новое новое звено, новая страна, и все повторится снова».

Калашников: вооружить Иран и усложнить афганский транзит
Наиболее конкретные поправки в заявление выдвинул коммунист Леонид Калашников, попутно раскритиковав документ, представленный коллегами: «Заявление беззубое... С нами не считаются. Мы помогаем разоружать Сирию. Завтра мы окажемся в таком же состоянии, когда нас будут заставлять разоружаться и складывать наше ядерное оружие.

В случае военного вторжения (США в Сирию — Д.Г.) выйти из СНВ-3, рассмотреть возможность возобновления поставок оборонительных вооружений для Ирана, рассмотреть возможность изменения условий транзита (грузов для международной военной коалиции — Д.Г.) в Афганистан».

А лидер ЛДПР Владимир Жириновский решил объяснить всем депутатам, как, по его мнению, обстоят дела на самом деле: «Постоянно идет обсуждение Сирии, и вы одно не хотите понять: главным игроком здесь является Израиль. Израиль боится Ирана, и решение о разгроме Ирана принято. Но, чтобы подвести войска к иранской границе, нужно уничтожить Сирию. Не химическое оружие интересует их, а режим, который не пропустит войска коалиции к границам Ирана».

Алексей Пушков в ходе бурного обсуждения темы Сирии предложил вооружить Иран и усложнить транзит в Афганистан, если ситуация станет реально хуже: «В случае, если все-таки в Соединенных Штатах возобладает "партия войны", а усилия врагов Сирии, а таких государств довольно много, принесут результаты, то я считаю абсолютно оправданным предложение о том, чтобы рассмотреть более серьезные меры со стороны Российской Федерации, включая расширение поставок оборонительного оружия Ирану и рассмотрения возможности изменения порядка нашего взаимодействия с США по Афганистану, в частности, условия транзита».

Это обещание успокоило депутатов компартии, и они проголосовали вместе со всей Госдумой за заявление, в которое их поправки так и не были включены.

Эксперты: заявление Госдумы не будет иметь воздействия
Профессор МГИМО, заместитель председателя «Ассоциации Россия-США» Сергей Ознобищев полагает, что заявление Госдумы будет бесполезным документом: «Как и любые действия, направленные на то, чтобы предотвратить вооруженную акцию, это целесообразно. Даже если это будет письмо группы жильцов многоквартирного дома. Но думаю, это не возымеет никакого воздействия на американский Конгресс».

В интервью Русской службе «Голоса Америки» Сергей Ознобищев допустил, что Госдума склонна к сгущению красок и не старается разобраться в нюансах: «Это у нас тянется с давних времен – упрек в сторону воинственности американской администрации. Тут живет штамп советского периода. И потом мы не очень склонны замечать разницу между, допустим, демократами и республиканцами.

Не учитываются и личностные качеств американских президентов. Для многих из нас еще со старых времен действует установка: они – ставленники американского воинствующего империализма. Вот мы их и мажем одной краской».

Научный сотрудник Института США и Канады, директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Александр Шумилин предполагает, что думского заявления в Вашингтоне вообще не заметят: «В Конгрессе уже сказали, что слушать, читать и общаться с российскими депутатами, равно как и сенаторами, не будут.

Потому что известно депутаты – часть машины власти, посланцы Кремля, и они не являют собой альтернативу кремлевской власти. С ними беседовать бесполезно. Зачем? Все официальные посланцы из России – это посланцы одного центра. Позиция этого центра американцам достаточно хорошо известна».

Шумилин также отрицательно отреагировал на сделанное ранее в среду заявление спикера Госдумы Сергея Нарышкина о том, что США знали заранее о возможном применении в Сирии химического оружия. «К таким глупостям американцы уже привыкли. Поэтому это (заявление Нарышкина — ГА) уже никак не подорвет взаимопонимание сторон. А глупость состоит в следующем.

Если на стене висит ружье, то есть опасение, что оно выстрелит. Если это ружья с ядерным или химическим боезарядом, то провести “красную черту” и сказать, что стрелять из этого ружья нельзя – это святое дело. Это не значит, что наперед знаешь, что оно выстрелит. А свидетельствует лишь о том, что ты опасаешься, что оно выстрелит», – сказал Александр Шумилин в интервью Русской службе «Голоса Америки».
  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG