Линки доступности

Российские войска в ответ за поражения на фронтах бьют по гражданским объектам


Пожарные службы Украины тушат огонь после прилета российской ракеты. Харьков. Июнь 2022 г.
Пожарные службы Украины тушат огонь после прилета российской ракеты. Харьков. Июнь 2022 г.

Согласно нормам международного права – это военное преступление

В результате произведенной накануне ракетной атаки российских войск в районе Кривого Рог повреждены дамба и гидротехнические сооружения на реке Ингулец, сообщают СМИ. Часть города осталась без воды, уровень реки поднялся, что создало риск подтопления жилых районов.

«Страна-террорист и дальше воюет против мирного населения. На этот раз – ракетные удары по гидротехническим сооружениям и попытка затопить Кривой Рог. Все, что могут оккупанты – это посеять панику, создать чрезвычайную ситуацию, попытаться оставить людей без света, тепла, воды и пищи», – говорится в сообщении на Телеграм-канале президента Украины Владимира Зеленского.

Вопреки многочисленным фото-, видео и вещественным доказательствам и показаниям свидетелей и пострадавших, Москва продолжает отрицать, что атакует объекты гражданской инфраструктуры Украины.

Буквально на следующий день после того, как в результате стремительного наступления ВСУ российские войска были вытеснены из десятков сел и городов на северо-востоке Харьковской области, российские ракеты обрушились на несколько крупных тепловых электростанций в разных областях Украины.

Об этом говорится в заявлении сопредседателей Центра защиты прав человека «Мемориал» Олега Орлова и Сергея Давидиса.

«Дмитрий Киселёв, один из ведущих пропагандистов Кремля, на государственном телеканале «Россия-1» назвал удары, в результате которых «гаснет свет, прекращается водоснабжение, отключается связь и останавливаются поезда», ответом на контрнаступление вооружённых сил Украины. «Похоже, это только начало…» – обещал он», – в частности, указывается в заявлении.

Как убеждены российские правозащитники, отвечать на военное поражение умышленными ударами по ключевым объектам гражданской инфраструктуры – это логика террористов.

«Мы граждане России. Нам стыдно за действия, которые совершаются от имени нашей страны», – резюмировали представители «Мемориала».

«Применение подобного оружия в городских условиях и есть стратегия, которая фактически является террористической»

Разрушение гражданских объектов Украины с самого начала войны было частью стратегии российских войск, заметил в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» Сергей Давидис. По его словам, армия РФ повсеместно применяла оружие, которое никак нельзя было назвать высокоточным.

«Чуть ли не 80 процентов ракетных ударов приходилось по гражданским целям, – добавил он. – И тут уже не столь важно, чем это вызвано – ошибкой ли артиллеристов в расчетах или чем иным. Это просто недопустимо – бить по жилым кварталам, как на полигоне! Вспомнить только последствия удара по Краматорску – кровь стынет в жилах. Применение подобного оружия в городских условиях и есть стратегия, которая фактически является террористической».

А сейчас мы видим целенаправленные удары по гражданским объектам, имеющим крайне важное значение в плане жизнеобеспечения мирного населения, констатировал правозащитник. По его мнению, это продолжение и развитие прежней стратегии.

«Общеизвестно, что неизбирательное применение оружия против гражданских объектов, которое влечет несоразмерный ущерб для гражданского населения, – безусловное нарушение правил и обычаев ведения войны и подлежит наказанию, – продолжил он. – Точную квалификацию действиям российской армии, полагаю, дадут международный уголовный суд и другие инстанции, включая международные правозащитные организации, которые вне сомнения мониторят ситуацию и анализируют ее».

Но и без того ясно, что бить критически важным гражданским объектам в ответ на военные поражения, совершенно недопустимо, подчеркнул Сергей Давидис. По его оценке, удар по плотине близ Кривого Рога – событие того же ряда.

«Если война закончится таким образом, что России придется платить репарации, то это придется делать за счет бюджета. Очевидно, что кремлевские руководители поставили на кон судьбу будущей России и их неминуемый проигрыш будет стоить всем очень дорого. Но похоже, что им плевать на всё, в том числе на гибель десятков тысяч людей с обеих сторон», – подытожил он.

«Не понятно, какая здесь может стоять военная задача кроме как устрашения»

Если речь идет о том, что в результате тех или иных обстрелов были, например, поражены электростанции, да еще и на территории, которая непосредственно не прилегает к зоне вооруженного конфликта, то, безусловно, такие удары можно квалифицировать как нарушение международного гуманитарного права и, соответственно, как военное преступление, считает руководитель правовых программ Московской Хельсинкской группы Роман Киселёв.

«Потому что, безусловно, любое применение военной силы должно быть соразмерным поставленным задачам, – пояснил собеседник «Голоса Америки». – И в этом смысле непонятно, какая здесь может стоять военная задача кроме как устрашения. Если электростанция обеспечивает светом миллионный город, то очевидно, что ее поражение не даст какого-то военного преимущества, но создаст огромные проблемы для гражданского населения. Ведь это коснется и общественного транспорта, и работы государственных учреждений, включая больницы и детские сады».

Между тем гражданские и медицинские учреждения имеют особый уровень защиты в рамках Женевской конвенции по правам человека, подчеркнул Роман Киселев.

«А тут один удар влечет за собой дополнительные риски сразу для сотен тысяч населения. Поэтому такие действия, разумеется, можно квалифицировать как грубейшее нарушение международных законов. Это особенно опасно в преддверии зимы. Ведь, если подобные атаки происходят сейчас, то не исключено, что они продолжатся и с наступлением холодов. Поэтому такой практике надо положить конец раз и навсегда», – заключил руководитель правовых программ Московской Хельсинкской группы.

Реакция в США

Тем временем два сенатора — демократ Ричард Блюменталь и республиканец Линдси Грэм – внесли на рассмотрение верхней палаты Конгресса законопроект, в соответствии с которым Россия квалифицируется как государство-спонсор терроризма.

Напомним, что такого статуса для России от Вашингтона требует Украина, но администрация Байдена пока выступает против подобного шага.

Представляя законопроект на пресс-конференции 14 сентября, сенатор Блюменталь заявил, что «необходимость в этой мере сейчас как никогда актуальна», сославшись на убийства мирных украинцев и иные проявления жестокости, сопровождающие российское вторжение в Украину.

Сенатор Грэм, соавтор законопроекта, подчеркнул, что включение России в список государств-спонсоров терроризма послужит убедительным свидетельством американской поддержки как Киеву, так и другим союзникам США, и одновременно позволит вводить против России жесткие санкции. В частности, в случае принятия этого законопроекта против России можно будет подавать иски в судах США за действия Москвы в Украине.

Пока неясно, когда законопроект будет вынесен на голосование. Блюменталь и Грэм, начиная с июля, сразу после посещения Киева, лоббировали признание России государством-спонсором терроризма. Поддержку этой инициативе тогда же выразила спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси, заявив, что эта мера «давно назрела».

XS
SM
MD
LG