Линки доступности

В России усиливают репрессии в ответ на антивоенные выступления


Задержание участника антивоенного протеста в России (архивное фото)
Задержание участника антивоенного протеста в России (архивное фото)

Правозащитники: российские власти опасаются перерастания антивоенных протестов в массовые

Журналистку и правозащитника из Екатеринбурга Елену Шукаеву оштрафовали на 200 тыс. рублей, составив сразу пять протоколов о «дискредитации использования вооруженных сил РФ за рубежом», сообщает правозащитный центр «Мемориал». Поводом для наказания послужили антивоенные публикации Шукаевой в соцсетях.

Суд над журналисткой прошел в конце мая, и ей вменили в вину, в частности фразу: «МИД РФ заявил, что мирным жителям ничего не угрожает, однако снарядов, способных отличить военнослужащего от мирянина, до сих пор не изобретено. Любая война – это кровь, смерть и невинные жертвы». Остальные «доказательства» нарушений Шукаевой законодательства РФ – ровно из того же ряда.

Сторона обвинения настаивала на том, нельзя употреблять слово «война» по отношению «спецоперации», в результате которой российская армия уже понесла, по данным западных разведок, потери, сопоставимые теми, которые советские военные понесли за десять лет боевых действий в Афганистане.

Дело Елены Шукаевой типично для сегодняшней России. Всего в стране со дня начала войны в Украине возбуждены свыше пятидесяти уголовных дела по статье о распространении «фейков» о вооруженных силах, а обвинения в «дискредитации» армии выдвинуты против более 2100 граждан, которых в общей сложности оштрафовали на сумму свыше 25 млн рублей.

На антивоенных акциях за этот же период задержано около 16 тысяч человек. Причиной для задержания нередко служили, например, подобранная в тон украинскому флагу одежда, антивоенная символика и тому подобное.

Между тем провластные социологические службы свидетельствуют, что основная масса населения РФ якобы поддерживает официальный политический курс Кремля и одобряет «спецоперацию», то есть войну. Спрашивается, чего же тогда опасаются власти, устраивая беспрецедентные репрессии и вводя тотальную цензуру?

«Путин точно знает, что поддержку, которую он получает, поверхностна, и что её “накачали” с помощью пропаганды и насилия»

Власти умеют проверять реальные общественные настроения на предмет того, одобряют или нет население и в какой степени нынешнюю политику Кремля, заметил в беседе с русской службой «Голоса Америки» правозащитник Лев Пономарев. По его мнению, больше 50% людей определенно выступают против войны, а еще какой-то части «просто не нравится Владимир Путин». «Кстати, в этой массе есть люди не только из демократического лагеря, а патриотического, например, – уточнил он. – В общем Путин точно знает, что поддержку, которую он получает, поверхностна, и что её “накачали” с помощью пропаганды и насилия. Поэтому он хорошо понимает: ухо надо все время держать востро».

Продолжая репрессии и задерживая активистов, власти тем самым не хотят, чтобы протест продолжался на постоянной основе, чтобы люди самоорганизовались, рассуждает Лев Пономарев: «Поэтому все антивоенные выступления ликвидируют, что называется, на корню. Но я совершенно уверен, что представители наиболее продвинутой и неравнодушной группы молодежи как выходили, так и будут выходить на улицу, проявлять креативность, придумывая все новые и новые формы сопротивления режиму. Сделав ставку на репрессии, власти проблему не решают, а загоняют её в угол. С другой стороны, они добиваются того, чтобы антивоенные выступления не стали массовыми, и не возникла объединенная оппозиция».

Вместе с тем правозащитник убежден, что Россия в перспективе станет демократической частью Европы. Как ему видится, это неизбежно.

«В этих целях надо просто работать. Возможности для легальной деятельности сильно ограничены, но они есть. В частности, общественная сетевая активность, контакты в рамках общественных инициатив разного рода. Например, через Телеграм-каналы, где осуждается война. Их десятки. Граждане должны понять, что их много, а это действительно так. Жизнь продолжается», – резюмировал Лев Пономарев.

«Сама власть своими действиями воспроизводит протест, и это невозможно остановить»

Чего боятся власти? – вопрос, который задают не первый десяток лет, в свою очередь, говорит председатель правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов. И в качестве примера приводит 1975 год: «Советская власть прочна как никогда. Заключены Хельсинкские соглашения, Запад подтвердил послевоенный раздел Европы, признав новые границы. Казалось бы, чего тогда бояться Кремлю, и зачем ему нужны репрессии? Однако этот вопрос тогда ставился на заседании Политбюро. И всё потому, что французская и итальянская компартии возмутились репрессиями с применением психиатрических средств. А конкретно тем, что в психушке держали украинского диссидента Леонида Плюща. Это единственный зафиксированный раз, когда Андропов (глава КГБ) обосновывал и доказывал необходимость репрессий, указывая, что без этого система не будет работать».

Не забудем, что нынешняя власть «родом» из КГБ со всем его идеологическим наследством, напомнил Александр Черкасов. «Поэтому если искать сегодня какое-то обоснование действиям Кремля и если в них есть какое-то рацио, то репрессии, которые сейчас происходят, и обеспечивают ту самую «стабильность» системы, как ее, видимо, понимают наверху, – констатировал он. – Властям важно то, чтобы люди открыто не высказывались против войны, более того – вообще, не употребляли бы это слово. Кроме того те, кого записывают в число поддерживающих войну и курс властей, вовсе не обязательно горячие сторонники Путина. Нередко это люди, которые на стороне власти, пока она сильна».

Вместе с тем правозащитник затруднился с оценкой того, как сказался массовый отъезд за границу российских активистов, настроенных оппозиционно к власти, на антивоенном движении в стране. «Мне кажется, что сама власть своими действиями воспроизводит протест, и это невозможно остановить. Так было всегда, и почему сейчас это должно быть иначе?» – заключил председатель правозащитного центра «Мемориал».

XS
SM
MD
LG