Линки доступности

Режиссер Роман Полански: разыскиваемый и желанный


Роман Полански на съемках фильма «Пианист»
Роман Полански на съемках фильма «Пианист»

В Нью-Йорке начинается ретроспектива фильмов Поланского

В нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA) в среду 7 сентября начинается ретроспектива фильмов кинорежиссера Романа Поланского. Это беспрецедентный по охвату показ творчества признанного мастера, включивший практически все снятые им ленты – 18 игровых и подборку студенческих картин.

Полански родился в Париже, работал в Польше, Великобритании, США, Италии и Франции. В его картинах снимались такие звезды, как Джек Николсон, Эдриен Броуди, Катрин Денев, Миа Фэрроу, Бен Кингсли и Настасья Кински. Среди множества премий и призов, полученных его фильмами, – восемь «Оскаров» и 25 номинаций на эту премию. В 1977 году Полански признался в суде Лос-Анджелеса, что вступал в интимные отношения с 13-летней девочкой и, не дождавшись вынесения приговора, бежал в Европу. С тех пор он не приезжает в США, опасаясь ареста. Снятый об этом скандале документальный фильм носит символическое название – «Роман Полански, разыскиваемый и желанный».

Куратором безусловно «желанной» ретроспективы в MoMA выступил сотрудник киноотдела музея Чарльз Силвер. Завершится ретроспектива 30 сентября. На вопросы корреспондента Русской службы «Голоса Америки» Олега Сулькина ответил старший куратор киноотдела MoMA Ларри Кардиш.

Олег Сулькин: Внушительная, впечатляющая программа. Все фильмы Поланского. Только его самого не хватает.

Ларри Кардиш: Да, не хватает.

О.С.: Пришлет ли он приветственное видеообращение к зрителям? Может, вы планируете пресс-конференцию с ним по «Скайпу»?

Л.К.: Нет. Мы не просили, а он не предложил.

О.С.: А почему вы не просили?

Л.К.: Мы сконцентрировали усилия на подготовке кинопрограммы. С Романом согласовали фильм для открытия. Он выбрал «Пианиста». Представит фильм Эдриен Броуди. 30 сентября мы завершаем ретроспективу, и в этот же день новым фильмом Поланского «Резня» (Carnage) открывается Нью-Йоркский международный кинофестиваль. Вот какое невероятное совпадение!

О.С.: Вообще-то, похоже на слаженные действия...

Л.К.: Нет-нет, чистое совпадение. Я не вхожу в число отборщиков Нью-Йоркского фестиваля. Мы говорили об этом с Романом Поланским, и он очень рад, что так все совпало. Тем более что это его первое участие с 1963 года, когда на первом Нью-Йоркском кинофестивале был показан его изумительный дебютный фильм «Нож в воде». В этом видится интересная симметрия.

О.С.: Обязательно найдутся люди, склонные считать любой «трибьют» Поланскому завуалированным выражением поддержки человеку, совершившему серьезное преступление. Что вы можете сказать этим людям?

Л.К.: Мне нечего им сказать. Мы показываем фильмы выдающегося кинотворца, безусловно заслужившего ретроспективу. Взаимоотношения Поланского с судебной системой Лос-Анджелеса не имеют отношения к его творческому гению.

О.С.: Как бы вы охарактеризовали динамику его карьеры? Это восходящая линия или были перепады?

Л.К.: Почти в каждом его фильме чувствуется скрытое напряжение, какая-то угроза. Ритмически они организованы великолепно, с мрачноватым изяществом. Он мастер нагнетания страха, как, например, в «Бесстрашных убийцах вампиров» (другое название – «Бал вампиров») и в «Тупике». Он имеет вкус к сюрреализму и всегда идет по темной стороне улицы. Это неудивительно, если помнить о его страшной личной судьбе. Подросток в оккупированной нацистами Польше, мать которого убита в концлагере. Мужчина, беременную жену которого, актрису Шарон Тейт, зверски убили.

О.С.: Резонно ли делить его творчество на отдельные периоды: польский, европейский, голливудский?

Л.К.: Полански относится к редкому числу режиссеров, творчество которых с трудом поддается какой-либо схематизации. Вам бы об этом стоило поговорить с Чарльзом Силвером, куратором ретроспективы. Но Чарли проходит курс химиотерапии, он, к сожалению, потерял голос. Он-то и инициировал этот проект вместе с Польским культурным институтом. Полански работает стремительно и эффективно, легко пересекая границы культурных материков, интегрируя достижения разных культур. Конечно, «Чайнатаун» и «Ребенок Розмари» – американские фильмы, а «Нож в воде» – безусловно, польский. Но возьмите фильмы «Тесс», «Оливер Твист», «Призрак», «Смерть и девушка». В них традиционные границы размыты. Я думаю о Поланском как о режиссере, стирающем границы.

О.С.: Можете назвать его главные, поворотные фильмы?

Л.К.: Для меня это «Нож в воде», «Отвращение», «Жилец», «Ребенок Розмари», «Чайнатаун», «Призрак». Экстраординарные работы! Даже «Неукротимый» – отличный триллер. А «Оливер Твист» – очень стильная экранизация.

О.С.: Трудно было находить хорошие кинокопии его фильмов, особенно ранних?

Л.К.: Нам удалось заполучить копии всех фильмов. В поисках качественной копии фильма «Что?» с Марчелло Мастроянни я приехал к самому Поланскому. Все очень нам помогали. И киностудии, и Академия кинематографических искусств, и Гарвардский киноархив, и Польский культурный институт. Я думаю, такая ретроспектива должна была быть организована гораздо раньше.

О.С.: Кто еще будет представлять фильмы, кроме Эдриена Броуди?

Л.К.: Оператор Витольд Собочиньски, соратник Поланского, замечательный мастер, который снимал «Пиратов» и «Неукротимого». Он был оператором ряда других выдающихся польских фильмов, включая «Все на продажу» и «Землю обетованную», и приезжает в Нью-Йорк для ряда мероприятий, включая показы в Линкольн-центре.

О.С.: Есть ли менее известные ленты Поланского, которые вы могли бы рекомендовать зрителям?

Л.К.: Мы получили отличные копии «Ножа в воде», «Отвращения» и «Тупика». Показываем классический фильм Анджея Вайды «Поколение», где играет Полански. И его студенческие фильмы, которые вряд ли кто в Америке видел.

Новости искусства и культуры читайте в рубрике «Культура»

XS
SM
MD
LG