Линки доступности

Обама провел переговоры с королем Саудовской Аравии


Президент США Барак Обама и новый король Саудовской Аравии Салман бин Абдул Азиз. Эр-Рияд, Саудовская Аравия. 27 января 2015 г.
Президент США Барак Обама и новый король Саудовской Аравии Салман бин Абдул Азиз. Эр-Рияд, Саудовская Аравия. 27 января 2015 г.

На фоне ближневосточной нестабильности союз Вашингтона и Эр-Рияда приобретает особое значение

В Эр-Рияде прошла встреча Барака Обамы с королем Саудовской Аравии Салманом бин-Абдулазизом.

Обама прибыл в Саудовскую Аравию, чтобы от лица Соединенных Штатов выразить соболезнования в связи с кончиной короля Абдаллы. Эта поездка – свидетельство важности альянса между Вашингтоном и Эр-Риядом, альянсом, значение которого обусловлено сотрудничеством не только в нефтяной сфере, но и в сфере региональной безопасности.

Сотрудник администрации США сообщил, что два государственных лидера обсудили ситуацию на Ближнем Востоке и состояние нефтяного рынка. Барак Обама также затронул тему прав человека. Ранее пресс-секретарь Белого дома Бен Родс заявил, что Саудовской Аравии следует предпринимать намного больше усилий для улучшения ситуации с правами человека.

После смерти короля Абдаллы, правозащитные организации подняли вопросы о казнях заключенных, дискриминации женщин и меньшинств, борьбы с политическими диссидентами, которые были совершены за девять лет его правления. США, ООН и правозащитники выразили озабоченность судьбой саудовского блогера Раифа Бадави, который был приговорен к тысяче ударов плетьми за оскорбление ислама.

Вместе с Обамой, в Эр-Рияд прибыли госсекретарь Джон Керри, директор ЦРУ Джон Бреннан, и глава Центрального командования ВС США генерал Ллойд Остин. К ним присоединились, в частности, бывшие госсекретари Джеймс Бейкер и Кондолизза Райс, а также бывшие советники президентов США по национальной безопасности Брент Скоукрофт и Стивен Хэдли.

Сегодня Вашингтон сталкивается с растущей нестабильностью на Ближнем Востоке, и Саудовская Аравия является одним из немногих надежных партнеров США в кампании против боевиков «Исламского государства», захвативших значительные территории в Ираке и Сирии.

Ситуация еще более обострилась на прошлой неделе, когда правительство Йемена подало в отставку после столкновений в столице с повстанцами-шиитами, поддерживаемыми Тегераном. Это заметная потеря для США в их усилиях по сдерживанию «Аль-Кайды» в этой стране и ограничению влияния шиитского Ирана в регионе.

Падение правительства Йемена – серьезный повод для беспокойства Саудовской Аравии, поскольку эти страны разделяет длинная граница, и случившееся приведет к укреплению позиций Ирана – главного регионального соперника суннитской Саудовской Аравии.

Роль Саудовской Аравии в привлечении арабских государств к сотрудничеству с западными странами в борьбе против ИГИЛ, была высоко оценена в Вашингтоне, который наряду с другими западными государствами рассматривает королевство как важный рынок сбыта для своей оборонной промышленности.

После смерти короля Абдаллы, скончавшегося на прошлой неделе, Обама попытается заложить основы отношений с новым королем Саудовской Аравии, Салманом, который вступит на трон после периода, когда в отношениях между Вашингтоном и Эр-Риядом не имели место затруднения. Показывая, насколько важен для него альянс с Саудовской Аравией, Обама прервал короткий визит в Индию, чтобы возглавить делегацию высокопоставленных представителей США, направившихся в Эр-Рияд.

«Что бы ни говорилось в заключительном коммюнике, скорее всего обсуждаться будут такие вопросы, как Сирия, Иран, ИГИЛ и цены на нефть», – считает Саймон Хендерсон – эксперт по американо-саудовским отношениям из Вашингтонского института ближневосточной политики.

«Самый интересный вопрос для президента Обамы состоит в том, отличается ли система приоритетов короля Салмана и его приближенных от той, которой придерживался король Абдалла», – уточняет аналитик.

Критика США в адрес Саудовской Аравии в связи с ситуацией в области прав человека была, как правило, не слишком активной, и, вероятно, такой и останется. Международные правозащитные организации осудили Саудовскую Аравию за арест нескольких видных активистов и недавнее публичное избиение плетьми известного блогера.

Однако в Белом доме, вероятно, чувствуют необходимость хотя бы вскользь упомянуть вопрос о правах человека, настаивая, как это нередко бывает, чтобы президент Обама затрагивал эту тему в беседах с лидерами стран-союзников.

Несмотря на альянс между двумя странами, который долгое время был краеугольным камнем ближневосточной политики США, богатое нефтью королевство откровенно выразило свое неудовольствие по поводу того, что администрация Обамы не предприняла более решительных мер для свержения сирийского президента Башара Асада, а также по поводу попыток ряда государств во главе с США заключить ядерное соглашение с Ираном.

Это усилило у властей страны впечатление, что Обама игнорирует давних арабских союзников, что в особенности наглядно на примере президента Египта Хосни Мубарака, которому США не оказали поддержки, когда тот был свергнут в ходе массовых протестов в начале 2011 года.

Отношения между США и Саудовской Аравией улучшились в последние месяцы после того, как в марте прошлого года президент Обама нанес примирительный визит в Эр-Рияд. Сотрудничество двух стран в области безопасности обрело новый смысл с началом совместной борьбы против «Исламского государства», хотя Саудовская Аравия по-прежнему недовольна отказом Обамы начать массовые поставки оружия умеренному крылу сирийских повстанцев.

Несмотря на то, что США достигли энергетической самодостаточности и больше не зависят от поставок нефти из Саудовской Аравии, стремление королевства оставить объемы добычи на прежнем уровне несмотря на падение цен, способствовала успеху усилий Обамы по восстановлению национальной экономики, а также его стратегии давления на две других нефтяных державы – Иран и Россию. Обе страны находятся сегодня под действием международных санкций.

Впрочем, по-прежнему существует перспектива ядерного соглашения с Ираном, которое стало бы огромным достижением для Обамы, но при этом обеспокоило бы Саудовскую Аравию, поскольку она, будучи ведущей суннитской державой Ближнего Востока, опасается, что это может усилить влияние Тегерана в регионе.

XS
SM
MD
LG