Линки доступности

Запад – Россия: в поисках консенсуса


Эксперты – о перспективах выстраивания диалога в свете взаимных озабоченностей сторон

Прогресс в дипломатическом урегулировании противоречий между Западом и Москвой возможен лишь в условиях деэскалации напряженности вокруг Украины. Об этом накануне заявил советник президента США по вопросам национальной безопасности Джейк Салливан, который побеседовал по телефону с помощником президента РФ по вопросам внешней политики Юрием Ушаковым.

Как сообщила пресс-секретарь Совета по национальной безопасности США Эмили Хорн, Салливан отметил готовность Вашингтона «участвовать в дипломатических усилиях по различным каналам, включая двустороннее взаимодействие, Совет Россия–НАТО и ОБСЕ». При этом советник президента предельно ясно сформулировал позицию США: «любой диалог должен основываться на взаимности, учитывать нашу озабоченность по поводу действий России и проходить в полной координации с нашими европейскими союзниками и партнерами». Кроме того Джейк Салливан подчеркнул, что прогресс в диалоге может произойти «только в условиях деэскалации, а не эскалации».

Ранее Москва заявила, что ей необходим срочный ответ Соединенных Штатов по поводу ее предложений в сфере безопасности, и вновь предупредила о возможном военном ответе в случае отсутствия политических действий, смягчающих опасения российской стороны.

Напомним, на прошлой неделе Кремль выдвинул список предложений по гарантиям безопасности, которые он хочет обсудить, включая отказ НАТО от любой военной деятельности в Восточной Европе и Украине.

В Вашингтоне некоторые из предложений России назвали явно неприемлемыми.

На Западе предполагают, что Кремль может осуществить военную агрессию против Украины. Москва отрицает наличие таких планов.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в пятницу назвал условия для работы с Россией над ее предложениями по безопасности и предложил работать над восстановлением доверия.

По его словам, члены альянса ясно дали понять, что готовы работать над укреплением доверия, «если Россия предпримет конкретные шаги по снижению напряженности». Он отметил, что «любой диалог с Россией также должен будет учитывать озабоченность НАТО по поводу действий России, основываться на ключевых принципах и документах в области европейской безопасности и проходить в консультации с европейскими партнерами НАТО, такими как Украина».

В Белом доме заявили, что Соединенные Штаты ознакомились с предложениями России и обсуждают их с европейскими союзниками и партнерами.

«Мы не пойдем на компромисс [в случае] с ключевыми принципами, на которых строится европейская безопасность, включая [положение, согласно которому] все страны имеют право определять свое собственное будущее и внешнюю политику без вмешательства извне», – заявила пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки.

«Если Москва продолжит настаивать на принятии всех требований “в комплекте”, это приведет в тупик»

Требования Москвы к НАТО абсолютно не реальны, уверен военно-политический эксперт Юрий Федоров. Потому что, по его оценке, они содержат неприемлемые для США и Североатлантического альянса положения. «Собственно, об этом должностные лица НАТО и Соединенных Штатов уже сказали, – добавил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – В заявлении НАТО достаточно ясно сформулирована ответная позиция всего альянса. А такие документы принимаются консенсусом».

Вместе с тем Запад, указав на неприемлемость отдельных положений, выразил готовность к диалогу, отметил Юрий Федоров. По его словам, речь идёт не совсем о переговорах, а скорее о дипломатических контактах, дискуссиях. «Переговоры – более обязывающий термин, – уточнил он. – В любом случае диалог должен строиться на основе взаимности. Поэтому США и НАТО выдвигают свои озабоченности российским поведением, в том числе и в отношении Украины, акцентируя внимание на снижении военного российского присутствия около её границ».

В результате, похоже, все сведётся к тому, что будет обсуждаться нечто вроде договора по обычным вооруженным силам в Европе, предположил эксперт. «Переговоры на эту тему велись на протяжении практически всех 80-х годов прошлого века, – напомнил он. – Основная их идея заключалась в том, что требуется добиться снижения уровней военных потенциалов, сосредоточенных вдоль границ соприкосновения сил противостоящих сторон, и это должно быть проверяемо при помощи выработанных мер доверия и безопасности».

Между тем заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков настаивает, что предложения Кремля по безопасности – не «меню» и должны рассматриваться исключительно в комплексе.

Москве надо изменить свой подход к делу, подчеркнул Юрий Федоров. Как ему представляется, если же Россия продолжит настаивать на принятии всех требований «в комплекте», это приведет в тупик. «А отказ Запада от принятия российских требований целиком может быть использован в качестве предлога для военной акции против Украины, – продолжил он. – Но это крайний вариант. Он закончится тем, о чем говорили на Западе: очень жесткими экономическими, политическими санкциями, наращиванием американского военного присутствия в черноморском бассейне и балтийской зоне. Другой вариант – развертывание серьезных российских вооружений, включая ракеты, допустим, в Беларуси, Калининграде или Крыму».

Теперь мяч на стороне Кремля, резюмировал эксперт. Он не исключено, что 23 декабря Владимир Путин на традиционной большой пресс-конференции что-то скажет по этому поводу.

«Набор ответов в распоряжении Москвы достаточно широк, но вряд ли это укрепит международную безопасность»

Одни положения из набора требований Москвы выполнимы, другие, наоборот, невыполнимы в принципе, считает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. «Все зависит, с одной стороны, от того, будет ли Россия жестко настаивать на пакетности своих предложений или все-таки позволит рассматривать их одно за одним, в индивидуальном формате, – рассуждает собеседник «Голоса Америки». – А также от ответа НАТО и США: отвергнут ли они проект с порога или все же сочтут возможным использовать предложения Москвы в качестве некой точки отсчета на запросную позицию, на основании которой можно начать разговор».

Любые переговоры должны включать в себя возможность взаимных уступок, разменов, констатировал Андрей Кортунов. По его мнению, никогда заявленные позиции не удовлетворяются в итоге в полном объеме. «У западной стороны тоже есть возможность предъявить какие-то встречные требования, – допустил он. – На то они и переговоры, чтобы искать компромиссы. И, по крайней мере, в какой-то своей части российские предложения носят двусторонний характер».

В случае, если ультиматум Москвы, будет отвергнут, тогда, по всей видимости, речь пойдет о создании угроз безопасности для Запада, соответствующих тем угрозам, которые, по мнению Кремля, Запад создает для России, полагает генеральный директор Российского совета по международным делам: «Это может быть размещение новых современных ракетных систем в непосредственной близости от стран ЕС, повышение военной активности на линии соприкосновения России и НАТО, военные учения. Не исключена возможность размещения ядерного оружия на территории Беларуси. Александр Лукашенко говорил, что при определенных обстоятельствах Минск пойдет на такой шаг. Помимо того Россия может разместить ядерных систем и на собственной территории в той части, которые прилегают к границам стран-членов НАТО».

В общем, набор ответов в распоряжении Москвы достаточно широк, но вряд ли это укрепит международную безопасность, заключил Андрей Кортунов.

XS
SM
MD
LG