Линки доступности

Льву Пономареву не дали возможности попрощаться с Людмилой Алексеевой


Лев Пономарев
Лев Пономарев

77-летнего правозащитника не выпустили из-под ареста

МОСКВА – Московский районный суд отверг просьбу руководителя движения «За права человека» Льва Пономарева об освобождении из-под ареста в связи похоронами главы Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой, сообщили накануне СМИ.

Прощание с Людмилой Алексеевой состоится во вторник в Центральном доме журналистов.

В заявлении Государственного департамента США Алексеева, скончавшаяся 8 декабря на 92 году жизни, названа «одной из величайших правозащитниц мира».

«До последнего она боролась за человеческое достоинство, вдохновляя и наставляя многие поколения гражданских активистов в ее родной стране», – подчеркнули в Госдепе.

Напомним, 77-летний Лев Пономарев изначально был приговорен к 25 суткам ареста из-за репоста в фейсбуке в связи с проведением акции «За наших и ваших детей», которая состоялась 28 октября на Лубянской площади. Затем суд высшей инстанции «скостил» ему срок до 16 суток.

Правозащитник называет условия содержания в московском спецприемнике, куда его поместили в камеру, где содержится еще десять человек, «пыточными».

Движение «За права человека» считает решение суда «абсолютно незаконным», поскольку мероприятие, за которое его привлекли к административной ответственности, проходило в формате народного схода, без плакатов и лозунгов, что не требует согласования с органами власти.

«Мы уверены, что решение об изоляции Льва Пономарева на столь длительный срок принято в связи с подготовкой "Марша за мир. Против насилия", намеченного на 16 декабря, инициатором которого выступил правозащитник», – говорится в сообщении пресс-службы организации.

В своем заявлении Пономарев напомнил о многолетнем сотрудничестве с Алексеевой в сфере защиты прав человека и назвал ее близким человеком.

По словам уполномоченной при президенте РФ по правам человека Татьяны Москальковой, было бы «совершенно правильно» разрешить «единомышленнику» попрощаться с коллегой.

Правозащитник Сергей Шаров-Делоне сам некогда сидел в том же спецприемнике, что и Лев Пономарев, поэтому не понаслышке знаком с условиями содержания там.

«Я совершенно солидарен с Львом Александровичем, когда, выступая на суде, он сказал, что мой возраст тут не причем и не надо на него ссылаться, – сказал он в интервью «Голосу Америки». – Действительно, тут дело совсем в другом. И его арест и даже штраф, который могли бы дать ему по этой статье, они изначально абсолютно незаконны. Это абсолютно произвольно примененная норма закона не к тому случаю вообще. То есть, просто незаконное заключение со всех точек зрения».

Что касается условий содержания там, то, разумеется, они далеко не сахарные, заметил Сергей Шаров-Делоне: «По европейским стандартам они, естественно, расцениваются как пыточные. Спецприемник чем-то похож на старые армейские казармы. Плюс ко всему в камере Пономарева половина курящих, а он не курит. Когда я там сидел, еду туда возили из Бутырской тюрьмы, и она была отвратительная. Я даже не понимаю, как можно из какой-нибудь гречки или макарон сделать такое безобразие. Разумеется, вынести подобное не так легко даже молодому человеку».

То, что Пономарева не отпустили на прощание с Алексеевой, Шаров-Делоне назвал «подлой и низкой местью».

«Власть тестирует все новые и новые границы безобразия. Помнится, когда умер (Петр) Кропоткин, то даже ЧК отпустила всех анархистов из тюрем проститься с ним просто под честное слово и вернуться обратно», – резюмировал он.

Руководитель программы «Поддержка политзаключенных и преследуемых гражданских активистов» «Мемориал» Сергей Давидис воспринял все происходящее с Львом Пономаревым как нечто «абсолютно абсурдное и иррациональное».

«Мы, конечно, привыкли ко всяческому беззаконию в стране, – добавил он в комментарии «Голосу Америки». – Но обычно власть действует все-таки исходя из своего представления о собственной выгоде. Они не хотят, чтобы проходили публичные акции протеста и сажают людей, которые призывают к этим акциям организуют их. Однако Лев Александрович, во-первых, не был ключевым организатором таких акций. Во-вторых, акция в связи делом «Новое величие» не повлекла за собой никакого нарушения общественного порядка. Это мероприятие никакой угрозы никому не представляло и давно прошло».

По оценке Сергея Давидиса, то, что власти не отпустили Пономарева проститься с Людмилой Михайловной Алексеевой, «вопиющее свинство».

«Никакой нужды в этом для власти нет. Это невозможно объяснить с точки зрения здравого смысла. Власть могла продемонстрировать свой показной гуманизм. Мне видится тут либо проявление крайней неэффективности системы, либо чья-то эмоциональная злобная мстительность, которая в рациональных терминах не объясняется», – заключил он.

Лев Пономарев – доктор физико-математических наук, соратник академика Андрея Сахарова, один из тех, кто стоял у истоков создания правозащитного общества «Мемориал».

XS
SM
MD
LG