Линки доступности

Лев Пономарев жалуется на «пыточные» условия содержания в тюремном изоляторе


Лев Пономарев. Архивное фото.
Лев Пономарев. Архивное фото.

Правозащитники – о причинах ареста 77-летнего руководителя движения «За права человека»

МОСКВА – «Пыточными» назвал условия содержания в московском спецприемнике 77-летний правозащитник Лев Пономарев, сообщают СМИ со ссылкой на ответственного секретарь Общественной наблюдательной комиссии Москвы по контролю за соблюдением прав человека в местах лишения свободы Ивана Мельникова.

«Пономарев показал нам койку и тонкий матрас, который проваливается сквозь планки кровати, – цитирует Мельникова ТАСС. – И заявил, что на ней невозможно уснуть, все тело чувствует эти планки и болит, и сказал, что настоящая пытка, и условия в камере пыточные».

Исполнительному директору движения «За права человека» содержится в камере, где помимо него находятся еще десять человек, половина из которых ранее отбывали различные сроки наказания за уголовные преступления.

Льву Пономареву предстоит отбыть в таких условиях 25 суток ареста по решению столичного суда в связи с проведением акции «За наших и ваших детей», которая состоялась 28 октября на Лубянской площади.

Движение «За права человека» считает решение «абсолютно незаконным», поскольку мероприятие проходило в формате народного схода, без плакатов и лозунгов, что не требует согласования с органами власти.

«Мы уверены, что решение об изоляции Льва Пономарева на столь длительный срок принято в связи с подготовкой "Марша за мир. Против насилия", намеченного на 16 декабря, инициатором которого выступил правозащитник», – говорится в сообщении пресс-службы организации.

Председатель Совета по правам человека при президенте РФ Михаил Федотов выразил коллективное возмущение в связи с арестом Льва Пономарева: «От имени Совета выражаю возмущение решением суда отправить 77-летнего правозащитника Льва Пономарева на 25 суток под арест».

По словам Федотова, правозащитники надеются на то, что суд высшей инстанции «пересмотрит это необъяснимое решение».

Правозащитник, политик и журналист Валерий Борщев в интервью Русской службе «Голоса Америки» заметил, что логически объяснить арест Льва Пономарева невозможно. По его словам, никакого призыва к несанкционированным митингам и акциям со стороны Пономарева не было.

«Он только дал перепост (социальных сетях) о том, что родственники детей, арестованных по делу «Новое величие», хотят собраться вместе и выйти на улицу, – пояснил Борщев. – На Лубянской площади, где все это и прошло, было очень спокойно. Полиция никого не забирала, вела себя довольно корректно. А после того как Пономарев заявил об окончании акции, основная масса собравшихся, среди которых были писатели и известные общественные деятели, мирно разошлась по домам».

То, что спустя столько времени власти надумали за проведения мирной акции арестовать человека весьма почтенного возраста, просто не укладывается в голове, подчеркнул Валерий Борщев.

«Какой смысл был его подвергать такому жесткому наказанию, я не могу понять. По-моему, это просто политика устрашения правозащитного сообщества в действии. Другого объяснения у меня нет», – резюмировал он.

Директор Института прав человека Валентин Гефтер также уверен, что применение подобной меры наказания по отношению к пожилому человеку «явно избыточно и непропорционально содеянному».

«Тем более оно неуместно выглядит накануне важных правозащитных мероприятий, которые Лев Пономарев традиционно проводит в первой декаде декабря, – уточнил он в комментарии «Голосу Америки». – К тому же ко всякому закону должно прикладываться некоторое гуманитарное и прочее если не основание, то хотя бы дополнение. А в данном случае речь идет о человеке 77 лет».

По мнению директора Института прав человека, суровость приговора вытекает из плохого закона, который позволяет наказывать за призывы к участию в несогласованных публичных мероприятиях. С его точки зрения, этот закон очень несовершенен.

При этом Валентин Гефтер затруднился сказать, насколько самостоятелен был в конкретном случае судья при вынесении вердикта: «Это никогда невозможно выяснить достоверно. Не думаю, что тут были какие-то прямые указания. Скорее всего, восторжествовал обычный бюрократический подход по применению скверного закона, и уж совершенно точно здесь не были учтены смягчающие обстоятельства…»

Как представляется правозащитнику, подобного рода инциденты провоцирует политика, широко практикуемая российскими властями.

«Мы хорошо понимаем, что правительство Москвы, как, впрочем и руководство других городов, очень часто используют необоснованные или крайне формализованные причины для того, чтобы отказать в проведении того или иного мероприятия, которые им почему-то не нравятся», – заключил он.

Адвокат Льва Пономарева заявила о намерении обжаловать решение суда.

XS
SM
MD
LG