Линки доступности

Техас-папа, Москва-мама


Сергей Лобан и Сергей Кузьменко на встрече со зрителями в Нью-Йорке. Photo by Oleg Sulkin
Сергей Лобан и Сергей Кузьменко на встрече со зрителями в Нью-Йорке. Photo by Oleg Sulkin

«Русская киносерия» в США вызвала аплодисменты и вопросы

В воскресенье, 26 августа в Музее современного искусства техасского города Форт-Уорта показами фильмов «Елена» режиссера Андрея Звягинцева и «Охотник» режиссера Бакура Бакурадзе завершаются Показы нового русского кино (New Russian Cinema Series). В предыдущие дни там же, а также в Нью-Йорке, в зале Anthology Film Archives, демонстрировались еще два фильма, «Шапито-шоу» режиссера Сергея Лобана и «Мой папа Барышников» Дмитрия Поволоцкого и Марка Другого (Сергея Мокрицкого).

Разгадать русскую загадку
Как указывается в буклете, который раздавали зрителям при входе в зал Anthology, организаторами проекта выступили министерство культуры РФ, посольство США в Москве, техасская некоммерческая организация Lone Star Film Society (LSFS), город Форт-Уорт, Музей современного искусства Форт-Уорта и студия «Фест-фильм» (Москва).

Как рассказал по телефону «Голосу Америки» Дж. Митчелл Джонсон, президент правления LSFS, он был инициатором этого проекта, когда несколько лет назад побывал на Московском кинофестивале и провел переговоры с представителями министерства культуры России. По его словам, ему помог в отборе фильмов культуролог Кирилл Разлогов, программный директор Московского кинофестиваля.

Джонсон также возглавляет компанию Abamedia, которая занимается лицензированием архивных материалов, производством фильмов и телепрограмм, в том числе на русские темы. Он сообщил, что женился на русской девушке, ее зовут Светлана, и теперь проводит больше времени в Ростове-на-Дону, откуда она родом и где они теперь живут, чем в Техасе.

«Одна из главных задач LSFS – обеспечивать дистрибуционную платформу для фильмов, у которых в ином случае нет шансов быть увиденными американским зрителем, – отметил Джонсон. – Нужно, чтобы между Россией и Америкой шел открытый и здоровый обмен культурными ценностями. Режиссеры показанных в нашем проекте фильмов демонстрируют свежий взгляд на русскую жизнь, которая во многом остается загадкой для американцев».

Джонсона на показах в Нью-Йорке не было, и непосредственной их организацией с американской стороны занимался директор LSFS Алек Джангиани. Комментируя «Голосу Америки» финансовую сторону проекта, он сообщил, что были получены гранты от посольства США в Москве и грант от одного фонда в Техасе. Что касается гранта министерства культуры РФ, то им распоряжались российские соорганизаторы. В рамках этого проекта на последнем Московском кинофестивале усилиями LSFS были показаны четыре малобюджетных фильма независимых американских режиссеров. Один из них, Брайан Пойзер побывал в Москве, где представил свой фильм «Любовники ненависти» (Lovers of Hate).

«Вместе с представителями министерства культуры России мы выбрали американские фильмы для показа на Московском кинофестивале, – пояснил Джангиани. – А затем вместе с московской компанией «Фест-фильм», которую нам рекомендовало министерство культуры, отобрали русские фильмы для показов в США. В России богатые кинотрадиции, а сейчас слышны новые молодые интересные голоса. «Шапито-шоу» – один из таких примеров. Помимо Нью-Йорка и Форт-Уорта, мы хотели провести показы еще на Западном побережье, в Сан-Франциско или Лос-Анджелесе, но, увы, не получилось».

Без Pussy Riot никуда
Глава российской делегации, первый заместитель председателя правления Союза кинематографистов России Сергей Лазарук открыл показы в Нью-Йорке, а затем срочно улетел в Эквадор, где должен был открывать фестиваль российского кино.

«Реальность сегодня такова – у нас есть что показать и рассказать, – говорится в приветствии Сергея Лазарука, опубликованном в буклете на английском языке. – Фильмы, отобранные при содействии министерства культуры компанией «Фест-фильм», служат подтверждением интересных артистических поисков, характерных для нового поколения российских режиссеров».

Директор «Фест-фильм» Лидия Брагина, также приехавшая на показы в Нью-Йорк, сообщила «Голосу Америки», что последние годы работает в тесном взаимодействии с министерством культуры. «Американский проект мы рассматриваем не как что-то исключительное, – сказала она, – а как один из целого ряда аналогичных проектов по взаимному обмену фильмами и киномероприятиями с зарубежными странами. Мы ни в коей мере не соперничаем с организаторами традиционных фестивалей русского кино в США».

Очень длинный фильм «Шапито-шоу» был в Anthology разбит на две части и показывался два дня. На показ второй части и разговор с режиссером Сергеем Лобаном в минувшую среду пришло примерно сто зрителей, встретивших картину и ее создателя аплодисментами. Беседа их с режиссером после сеанса продолжалась 45 минут. Судя по тому, что все вопросы из зала задавались по-русски и заметная эмоциональная реакция сопровождала ответы режиссера, говорившего по-русски, а не их синхронный перевод, подавляющее большинство аудитории составили выходцы из бывшего Советского Союза.

Сергей Лобан подробно и с юмором рассказал о перипетиях съемочного процесса, кастинга и трудностях проката. Говоря о финансировании, он подчеркнул, что получил средства для съемок «Шапито-шоу» от частного лица, крупного бизнесмена. «Мы несколько раз пытались получить деньги от государства, но не получилось, – заметил он. – Эта схема подразумевает коррупцию, в которой мы не умеем ориентироваться».

Отвечая на вопрос о его отношении к суду и приговору участницам панк-группы Pussy Riot, Лобан сказал: «Отношусь, как и все люди доброй воли. Очень сложная ситуация. Я считаю, что они всех победили в итоге, сделали универсальную провокацию. В результате они популярней Элвиса, а Путин – наоборот».

В беседе вместе с Лобаном принял участие занятый в фильме актер Сергей Кузьменко, двойник Виктора Цоя. Он сообщил, что теперь живет в Бостоне и время от времени дает концерты. Помогает ли ему похожесть на Цоя? «В Бостоне не помогает, – сказал Кузьменко. – В Америке его никто не знает. 28 сентября состоится концерт памяти Цоя в Бруклине, где я буду выступать».

«На съемках в Симеизе Сергей пропадал надолго, – добавил с улыбкой Лобан. – С ним все бухали, снимались на мобильные телефоны, за ним увивалось нереальное количество девушек. Некоторые люди говорили ему: тот Цой мне не очень, а вот ты нравишься. А потом местные бандиты стали увозить его к себе на дачи на частные концерты, и стало страшно».

Не сошлись форматами
Обращает на себя внимание, что из четырех фильмов, отобранных для показов, три уже давно засвечены в Америке. «Охотник» и «Мой папа Барышников» демонстрировались прошлой осенью в программе Недели российского кино в Нью-Йорке. А «Елена», приобретенная для американского проката компанией Zeitgeist Films, показывалась в артхаусной сети кинотеатров. При том, что количество выбранных фильмов довольно скромно, в программе нет ни одного, снятого в этом году.

Документальное кино России получило ежегодную «нишу» в Нью-Йорке благодаря Фестивалю документальных фильмов в Трайбеке, который организует «Новый журнал» при поддержке фонда «Русский мир». Как сообщила «Голосу Америки» главный редактор журнала Марина Адамович, очередной, пятый фестиваль пройдет 28-30 сентября.

«С каждым годом нам все труднее, – сказала Марина Адамович. – Такое впечатление, что Россия не хочет показывать свои фильмы, очень вяло поддерживает инициативу диаспоры».

Что касается российского игрового кино, то задачу знакомить с ним американскую публику на протяжении одиннадцати лет брала на себя ежегодная Кинонеделя в Нью-Йорке. В последние годы ее организовывали совместно нью-йоркская компания Global Advertising Strategies и московская компания «Клото» под эгидой министерства культуры РФ.

Как сообщил «Голосу Америки» Гиви Топчишвили, президент Global Advertising Strategies и генеральный продюсер Кинонедели, в этом году он не планирует ее проведение. Почему?

«Нам представляется важным знакомить американского зрителя с новинками российской киноиндустрии и дать возможность вживую пообщаться с российскими режиссерами, актерами и сценаристами, – сказал Гиви Топчишвили. – Но как ни странно, уровень поддержки со стороны официальных российских ведомств оказался чрезвычайно невысоким. Нам порой отказывали в самих фильмах, находя при этом десятки разнообразных псевдообъяснений».

«Характерно и то, что чем известней и маститей был тот или иной приглашаемый нами гость, тем меньше он демонстрировал желания приехать в Нью-Йорк, – продолжал Топчишвили. – Вопрос порой сводился только к сумме гонорара. Да и представители большого бизнеса России не проявляли ни малейшего желания помогать продвижению российского киноискусства в Америке. Каждый раз нам приходилось ломать голову, как выйти хотя бы на небольшой минус, об окупаемости и уж тем более прибыльности проекта и речи нет. А зрители выражали недовольство тем, что нам приходилось продавать билеты по 20 долларов. Словом, старый формат, за который почему-то держится российская сторона, уже не работает. А новый мы еще не придумали».

Не менее критичной оказалась точка зрения Владимира Синельникова, главы компании «Клото», генерального директора Недели российского кино в Нью-Йорке.

«К сожалению, лучшие современные российские фильмы не попадают в Америку, – сказал Владимир Синельников «Голосу Америки» по телефону из Москвы. – В этом не заинтересованы американские прокатчики, считающие, что их потенциальная аудитория очень невелика. Но достучаться до американского зрителя можно и нужно. Разумеется, не жалкими «сколками» с Голливуда, а фильмами честными и острыми, такими, как, например, «Жила-была одна баба» режиссера Андрея Смирнова. В прошлом году мы включили его в программу Недели российского кино в Нью-Йорке, преодолевая недопонимание наших американских партнеров, сетовавших на отсутствие в нем положительных эмоций. Но на показе в Йельском университете был аншлаг. Фильм Смирнова там назвали событием года, и мы организовали дополнительный показ в Бруклинской публичной библиотеке».

«Нужно четко понимать, – заключил Синельников, – что речь идет о некоммерческом продвижении, которое может обеспечить организационная и финансовая поддержка государственных структур России. Обычно мы проводим Неделю кино в Нью-Йорке осенью. Вызывает недоумение, что до сих пор министерство культуры России не объявило конкурс на проведение Кинонедели этого года. Такая позиция недальновидна и ошибочна. За одиннадцать лет Кинонеделя стала неотъемлемой частью культурной жизни Нью-Йорка. Нерационально для обеих стран потерять такие традиции. Странно, что В.В. Путин направлял приветствие Кинонеделе, а министерство культуры еще раздумывает, проводить ли ее в этом году».
XS
SM
MD
LG