Стоит Бараку Обаме только появиться, как сразу же собираются толпы. В прошлом году, во время его европейского турне президента США приветствовали почти что как рок-звезду.
Для многих, очень многих он стал символом надежды. В том числе – для Нины и Саймона – студентов лондонского Королевского колледжа. «Он – живое свидетельство того, что человек ниоткуда может осуществить свои мечты», – восхищается Нина. «Его усилия уже приносят свои плоды», – констатирует Саймон.
Обещание перемен и стремление восстановить престиж страны в мире – все это звучало в унисон с настроениями, царившими в обществе, и именно это обстоятельство предопределило присуждение Бараку Обаме Нобелевской премии мира – менее чем через год после его инаугурации.
Жителям Европы пришелся по душе самый тон президентских выступлений – и все же им хотелось бы, так сказать, больше деталей, отмечает Томас Валашек – директор программы по внешней политике и обороне лондонского Центра европейских реформ.
«Очень многое зависит для нас от того, кто управляет Соединенными Штатами, – говорит он, – и популярность Обамы в мире в значительной степени связана с тем, что он, судя по его собственным словам, хочет попытаться ввести в действие новых игроков – чтобы они – подобно Китаю и России – оказывали влияние на функционирование всей мировой системы».
Однако год спустя после прихода Обамы многие проблемы остаются нерешенными. Война в Ираке подходит к концу, но вспышки насилия в стране продолжаются. Соединенные Штаты направили дополнительный контингент в Афганистан и побуждают партнеров по НАТО последовать их примеру. Иран и Северная Корея не намерены отказываться от своих ядерных амбиций. И, наконец, копенгагенский саммит по климатическим изменениям не увенчался успехом.
В свете всех этих обстоятельств энтузиазм общественности заметно поубавился. «Он поставил множество проблем, – говорит Томас Валашек об американском президенте, – он инициировал обсуждение множества вопросов, и, похоже, не сумеет довести хоть одно из них до конца».
Сходные настроение царят сегодня и на Ближнем Востоке. Жители региона с восторгом восприняли каирскую речь Барака Обамы, обращенную ко всему мусульманскому миру.
Однако сердцевиной ближневосточной проблемы остается израильско-палестинский конфликт, и многие надеялись на перемены в ближневосточной политике США.
Ради и Джумана Джара, жители Рамаллы – города, расположенного на западного берегу Иордана. Их надежды на перемены рухнули после того, как президент Обама принял отказ израильского премьер-министра полностью заморозить строительство еврейских поселений на оккупированных территориях. По их словам, израильская оккупация продолжается. «Год назад мы надеялись, – говорит Ради, – а теперь надежда сменилась разочарованием. И очень многие винят в этом США, их безоговорочную поддержку Израиля». «Обама вызывал у меня восхищение, – вторит Джумана, – но теперь я больше не верю, что американская политика может измениться».
Создается впечатление, что новые возможности упущены. Может быть, это объясняется тем, что ожидания были слишком велики, считает Томас Валашек.
«В каком-то смысле сама эта миссия выходила за рамки возможного, – указывает аналитик, – мы слишком много ждали от него. Даже если бы вдруг начал ходить по воде – есть вещи, которые немыслимо осуществить – даже если начать ходить по воде».
Стремление Барака Обамы к использованию дипломатических рычагов находит поддержку у многих жителей нашей планеты, особенно у европейцев. Однако все хотят получить ответ на один вопрос: способен ли президент США выполнить то, что обещал?