Линки доступности

«Северный поток–2»: эксперты «Атлантического Совета» критикуют Белый дом


Экс-дипломаты и специалисты в европейских делах считают, что проекту можно было эффективно воспрепятствовать

4 июня исследовательский центр «Атлантический Совет» провел видео-дискуссию, направление которой было задано самим ее названием – «Трубопровод из противоречий», и речь шла о «Северном потоке-2».

Эта дискуссия была запланирована несколько недель назад, но совпала с объявлением президента России Владимира Путина о том, что «успешно завершена укладка труб первой нитки газопровода».

«”Газпром” готов к заполнению газом “Северного потока-2”. Этот маршрут напрямую соединит газотранспортные системы России и Федеративной Республики Германия. И так же, как “Северный поток-1”, будет служить энергобезопасности Европы, надежному снабжению европейских потребителей в целом». – заявил Путин в пятницу.

Эксперты в США и Европе не согласны с тем, что после запуска того газопровода энергобезопасность Европы увеличится, и размышляют о том, можно ли было эффективно противостоять газовым планам России – особенно в ситуации, когда Германия не стала отказываться от поддержки проекта.

Экс-дипломат и эксперт «Атлантического Совета» Дэниел Фрид сказал в своем выступлении, что теперь предстоит справляться с последствиями того, что «Северный поток–2», судя по всему, заработает:

«Строить “Северный поток–2” было плохой идеей – он несет стратегические риски для Украины, Центральной и Восточной Европы, да и Европы вообще. При этом я думаю, что санкциями с ними не справиться, потому что не представляется практически выполнимым закрыть этот трубопровод с помощью санкций. Многое сейчас зависит от того, смогут ли США и Германия при участии Украины, Польши и других стран предложить некий пакет, смягчающий последствия от этого проекта. Администрации просто необходимо это сделать, потому что в противном случае они не смогут сохранить свои решения по снятию санкций, и тогда ситуация станет неприятной».

Другой экс-посол США и один из основателей Центра изучения мировой энергетики при «Атлантическом Совете» Ричард Морнингстар отметил, что пока «Северный поток–2» не является ключевой темой для критиков администрации Джо Байдена внутри страны:

«Для внутренней политики это все ничего не значит, и я не думаю, что администрация Байдена как-либо проигрывает в этой ситуации. Конечно, есть сложности с Конгрессом, потому что у санкций в отношении “Северного потока–2” есть мощная поддержка обеих партий, но пока еще ничто не сигнализирует о том, что демократы готовы объединиться с республиканцами для того, чтобы потребовать обязательных санкций. Однако эта отмена санкций была неожиданной для многих».

То, как повел себя Белый дом в теме трубопровода, наводит Ричарда Морнингстара, по его словам, на следующие вопросы: «Насколько жестким Байден будет на саммите с Путиным в вопросах кибербезопасности, по проблеме Алексея Навального, по другим проблемам? Будет ли он способен показать, что у нас достаточно воли для очень серьезных действий во всех этих случаях? Я надеюсь, что да, и проблема “Северного потока–2” не должна быть на пути решения остальных проблем, а также нашего единства с европейскими друзьями. Мы должны демонстрировать абсолютную твердость, имея дело с Путиным».

Директор Центра Евразии «Атлантического Совета» Джон Хербст был гораздо более жестким в критике нынешней администрации за ее, по мнению ученого, излишнюю мягкость в теме «Северного потока–2». Хербст уверен, что проект можно было заблокировать, это можно сделать и сейчас:

«Администрация Байдена неправа, и она неверно описала ситуацию, говоря о том, что 95 процентов “Северного потока–2” и так было уже завершено. Да, Путин уже заявил о том, что часть трубопровода готова. Но даже если так – они еще должны испытать трубопровод, получить сертификаты соответствия от разных стран для его ввода в строй, и этот процесс выдачи сертификатов как раз сейчас и затронут санкциями. Это означает, что невозможно начать процесс сертифицирования даже при снятых последними решениями санкциях. То есть, администрации Байдена придется пойти на еще одну неоправданную уступку, чтобы этот процесс запустить».

Хербст заявил, что санкции против «Северного потока–2», введенные Конгрессом США в 2019 и 2020 годах, фактически остановили работы на газопроводе, и их возобновление произошло из-за «крайне мягкого подхода администрации Байдена».

«Да, демократы в Конгрессе не отреагировали сейчас на снятие санкций жестко на общепартийном уровне, но некоторые высказались вполне ясно – например, сенатор-демократ Боб Менендес, глава сенатского комитета по международным отношениям, а также сенатор Джин Шахин, которая была одной из инициаторов санкций. Она сделала очень жесткое заявление на этой неделе, в котором говорится, что санкции будут введены даже в случае, если проект будет завершен», – констатировал эксперт.

«Почему о решении не вводить санкции было объявлено в день, когда Блинкен встречался с Лавровым? Это же полная некомпетентность!», – сокрушался директор Центра Евразии «Атлантического Совета».

Агния Гридас, специалист по энергетическим отношениям в Центре Евразии, отметила, что России теперь труднее оказывать давление на Европу с помощью энергоресурсов:

«”Северный поток–2” практически удвоит количество газа, поставляемого из России в Германию, что негативно скажется на энергетической безопасности Европы, увеличив зависимость континента от одного направления поставок. Но это все происходит не в вакууме – рынок газа серьезно изменился за последние 10-15 лет, он стал общемировым, и особенно это верно для Европы. Сейчас газовая инфраструктура в Европе серьезно развилась, и это ограничивает возможности России использовать газопровод в качестве геополитического оружия – все эти методы вроде угроз отключения газа, неожиданных повышений цен и прочего в таких условиях применять трудно».

При этом, по словам Агнии Гридас, сам факт успешного «продавливания» трубопровода через европейские структуры и вовлечение известных немецких политиков, в том числе бывшего канцлера Германии Герхарда Шрёдера, не может не беспокоить: «коррупция и некие «особые интересы» были экспортированы в Германию».

Эксперт Центра Евразии не верит в то, что Украина останется перевалочным пунктом для российского газа, идущего в Европу, какое-либо значительное время после того, как «Северный поток–2» будет запущен: «Я изучаю газовый транзит из России уже несколько десятилетий и могу сказать, что Москва всегда сокращала или прекращала транзит через страны, которые расходились с нею политически. Поэтому мне непонятно, какого рода сделка может быть заключена, чтобы сохранить украинскую трубопроводную системы в качестве транзитного пути для российского газа».

Таким образом, считают эксперты «Атлантического Совета», пока остается неясным, как западные страны смогут обеспечить сохранение доходов Украины от транзита российского газа, а заодно и собственную энергетическую безопасность в полной мере.

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG