Линки доступности

Сенаторы: новые санкции будут готовы на случай провала соглашения с Ираном


Эрик Кантор
Эрик Кантор

Обама обсудил с Нетаньяху промежуточное соглашение

В американских СМИ, в освещении деятельности администрации Барака Обама, часто встречается выражение «политические встречные ветры». Эта фраза характеризует противодействие тому или иному политическому ходу не только со стороны противников президента, но и его союзников. После подписания в Женеве промежуточного соглашения с Ираном по ядерной программе, достижение окончательного соглашения потребует преодоления тех самых «встречных ветров» – причем не только в Тегеране, но также в самом Вашингтоне, и в столицах некоторых союзников.

По сообщению Белого дома, в воскресенье президент Обама позвонил премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху, чтобы обсудить с ним промежуточное соглашение с Ираном. В процессе беседы, Обама подчеркнул обязательства США в отношении Израиля, заметив, что у руководства союзной страны есть причины быть скептически настроенными в отношении намерений Ирана. Лидеры договорились продолжать на протяжении ближайших шести месяцев интенсивные консультации по этому вопросу.


Судя по опросу CNN, 56% американцев поддерживают промежуточное соглашение с Ираном, однако недоверие к Ирану по-прежнему большое, и любая попытка Тегерана превратить промежуточное соглашение в тактический ход с целью выиграть время может легко превратить его из дипломатического достижения Обамы в проигрыш.

Спикер Палаты представителей Джон Бейнер призвал подойти к сделке «со здравым скептицизмом и жесткими вопросами». Бейнер подчеркнул, что несмотря на то, что Конгресс разделяет цель администрации Обамы – достижение окончательного соглашения, в рамках которого у Ирана не будет возможности самостоятельного обогащения урана и плутония, – основным вопросом остается, будут ли готовы партнеры США соблюдать санкции против Тегерана до достижения этой цели.

«В противном случае в ретроспективе это соглашение окажется крайне умным шагом со стороны Ирана по развалу международного режима санкций, сохранив при этом инфраструктуру и материалы для возможности произвести ядерный “прорыв”», – говорит Бейнер.

Эрик Кантор, лидер республиканцев в Палате представителей, добавил, что получается, что промежуточное соглашение по сути «опасно» допускает, что в рамках окончательного соглашения Иран может получить право на самостоятельное обогащение ядерного топлива.

«США нельзя ослаблять требования к Ирану, которые были утверждены Советом Безопасности ООН, чтобы Тегеран полностью прекратил ядерную активность, включая обогащение урана, – заявил законодатель. – Ослабление санкций будет ошибкой, и не остановит марш Ирана на пути к возможности произвести ядерное оружие».

Конгрессмен-демократ Элиот Энгель предупредил, что «если в Тегеране считают, что это соглашение обеспечит их шестью месяцами дополнительного времени, чтобы позволить им дойти до возможности ядерного "прорыва" - они печально ошибаются».

В прошлый четверг лидеры Сената пообещали вернуться к рассмотрению новых санкций против Ирана в начале декабря после праздников. Однако в субботу вечером в заявлении после подписания соглашения с Ираном президент Барак Обама пообещал, что США «воздержатся от введения новых санкций» и «дадут иранскому правительству доступ к части доходов, которые были заморожены с помощью санкций», хотя большая часть пакета санкций остается в силе.

«Если за эти шесть месяцев Иран не выполнит своих обязательств полностью, мы прекратим послабления, и увеличим давление, – сказал президент. – Сейчас не время вводить новые санкции – это ударит по первому многообещающему шагу, приведет к отчуждению наших союзников, и подвергнет опасности целостность коалиции, которая изначально сделала возможным соблюдение санкций».

В Сенате критикуют соглашение, однако на данном этапе выражают готовность дать шанс дипломатии. Демократ Роберт Менендес, глава сенатского Комитета по внешним связям, заявил, что по его мнению, «послабления, которые получает Иран в рамках соглашения, непропорциональны сокращению его ядерной программы». Он также отмечает, что нельзя продолжать отменять существующие санкции и прекращать работу над новым пакетом – на случай, если переговоры с Ираном закончатся неудачей.

«Новые санкции должны быть готовы на случай провала переговоров, или если Иран нарушит условия промежуточного договора», – сказал Менендес.

Госсекретарь Джон Керри и другие представители администрации многократно подчеркивали, что безопасность Израиля только выиграет от соглашения с Ираном, однако после подписания договора в Женеве, израильское руководство продолжило критику «исторической ошибки». Разделились также мнения политически активных еврейских организаций в Америке.

Мэтт Брукс, гендиректор Еврейской республиканской коалиции посетовал на то, что президент Обама нанес ущерб национальной безопасности США и репутации страны за рубежом «своими наивными и ошибочными идеями» и призвал американский Конгресс и граждан высказаться по поводу этого «соглашения, полного недостатков».

В Антидиффамационной Лиге (Anti-Defamation League) соглашение назвали «важным шагом вперед» , однако отметили, что «Иран не заслужил этих поблажек и в прошлом использовал передышки в давлении со стороны международного сообщества для продвижения ядерной программы». В организации выразили обеспокоенность повышенной напряженностью в отношениях США и Израиля, и напомнили, что хотя разрешение иранского кризиса важно для Вашингтона, для Иерусалима речь идет о «жизненно важной проблеме».

В еврейских организациях левого толка, таких как «Американцы за мир сейчас» или лобби «Джей-стрит», поздравили администрацию с достижением, призвав израильское правительство прекратить публичные нападки на переговоры и соглашение и дать шанс дипломатии».

Доктор Эмили Ландау, исследователь из Института Изучения национальной безопасности, считает, что соглашение не так уж плохо , если относится к нему так, как к нему относится американская администрация: тактическое достижение, которое должно приостановить иранскую ядерную программу на шесть месяцев до окончательного урегулирования вопроса иранского атома.
XS
SM
MD
LG