Линки доступности

Что означает ядерная сделка с Ираном?


На переговорах по иранской ядерной программе. Женева. Швейцария. 24 ноября 2013 г.
На переговорах по иранской ядерной программе. Женева. Швейцария. 24 ноября 2013 г.

Дипломаты полагают, что следующий раунд переговоров будет еще сложнее

Иран и участвовавшие в переговорах с ним мировые державы достигли договоренности относительно первых шагов в направлении сокращения масштабов иранской ядерной программы и смягчения экономических санкций. Продолжавшиеся четыре дня переговоры на высоком уровне в Женеве завершились в ночь с субботы на воскресенье после 2 часов ночи.

Министры иностранных дел шести самых влиятельных стран мира, рядом с которыми стояли их иранский коллега и глава европейской дипломатии, объявили о заключении соглашения, после чего последовали рукопожатия и объятия.

Это соглашение, которое считается первой стадией процесса, положило конец десятилетиям споров вокруг иранской ядерной программы. Оно стало результатом продолжавшихся четыре дня переговоров, которые дипломаты назвали «очень трудными». Министры иностранных дел стран, входящих в контактную группу Совета Безопасности ООН, — Великобритании, Франции, Германии, России, Китая и США – срочно прилетели в Женеву для подписания соглашения.

Главный нерешенный вопрос, из-за которого не удавалось достичь соглашения, заключался в том, что Иран настаивал на своем праве обогащать уран, в то время как Соединенные Штаты считают, что ни одна страна не имеет такого права. Госсекретарь США Керри сообщил, что соглашение не содержит каких-либо положений относительно этого права.

«В этом соглашении не указано, что Иран имеет право обогащать уран. Независимо от чьего-либо толкования или комментариев, в документе это не указано», – сказал Керри.

Во время пресс-конференции министр иностранных дел Ирана Мохаммед Джавад Зариф довольно эмоционально высказался относительно права обогащать уран. Однако из его слов можно было понять, что соглашение признает не какое-либо право, а легитимность иранской ядерной программы.

«Много раз – по меньшей мере два раза – напрямую признается, что Иран будет продолжать программу обогащения урана. Мы считаем, что это наше право, пользуемся этим правом и лишь требуем уважать это право», – заявил он.

Согласно тому, как рассказала о соглашении американская сторона, Иран должен будет уничтожить все свои запасы урана почти оружейной чистоты, прекратит производство даже менее обогащенного урана, прекратит строительство и установку центрифуг, используемых для обогащения урана, и заморозит строительство нового реактора, способного производить плутоний – еще один компонент ядерного оружия. Там же сказано, что Иран также согласился на беспрецедентные инспекции в целях обеспечения контроля за соблюдением соглашения.

Со своей стороны международное сообщество не будет вводить новые экономические санкции на протяжении шестимесячного срока действия соглашения и приостановит действие некоторых санкций в отношении операций с золотом и некоторыми другими драгоценными металлами, иранской автомобильной промышленности и экспорта нефтехимической продукции.

Главные санкции – в отношении экспорта нефти и финансового сектора – остаются в силе.

Эксперт по вопросам нераспространения ядерного оружия и специалист по Ирану Марк Фицпатрик из лондонского Международного института стратегических исследований говорит, что сейчас важно, чтобы обе стороны обеспечили добросовестное выполнение условий этого предварительного соглашения.

«Если соглашение будет выполнено, это продемонстрирует, что обе стороны действительно намерены сделать то, о чем они говорят. Очень важно, чтобы обе стороны сделали это и продемонстрировали скептикам и сомневающимся, что каждая из них способна договариваться и выполнять условия договоренности», – отмечает Фицпатрик.

Однако скептики в Тегеране и Вашингтоне – это только часть проблемы. Другие, в том числе правительства Израиля и стран Персидского залива, говорят, что Иран не согласится на какие-либо новые ограничения в отношении своей ядерной программы, добившись облегчения санкций.

Однако американцы утверждают, что стимул к достижению окончательной договоренности остается, поскольку наиболее серьезные санкции продолжают действовать. С этим согласен эксперт по Ирану из Международной антикризисной группы Али Ваэз.

«У Ирана будет мотивация к тому, чтобы продолжить переговоры и заключить всестороннее соглашение, что будет сделать гораздо труднее, и придется пойти на гораздо более болезненные уступки», – отмечает Ваэз.

Эти уступки и потенциальная отмена санкций, связанных с ядерной программой, возможны в ближайшие шесть месяцев, на протяжении которых переговоры будут продолжаться. Как отмечают дипломаты, как бы ни был труден завершившийся раунд переговоров, следующий раунд будет еще труднее.
XS
SM
MD
LG