Линки доступности

Глобальная безопасность требует сотрудничества Евросоюза с Россией


Новая архитектура безопасности Европы в ближайшие двадцать-тридцать лет призвана учитывать мнения и привлекать к участию даже тех, от кого она была призвана защищать еще несколько десятилетий назад. Для того, чтобы успешно конкурировать с возрастающими геополитическими центрами мира – Китаем и Индией, Евросоюзу придется налаживать сотрудничество с Россией. Причем, в случае раздельного существования в будущем ЕС и России, они не смогут стать конкурентными геополитическими центрами. К такому мнению пришли участники дискуссии в Киеве, которых в среду собрал Американский институт в Украине. По мнению ряда аналитиков, Соединенные Штаты готовы способствовать «перезагрузке» по линии Россия – Евросоюз на европейском континенте.

Украине также найдется место в этом процессе. Как сказал эксперт Института международных и стратегических отношений (Франция), доктор Арно Дюбьен, «из Вашингтона, Москвы, Варшавы и Киева идут сигналы: период «холодной войны» закончился, начался новый исторический контекст». По мнению доктора Дюбьена, есть все основания полагать, что Россия примет участие в построении новой схемы общеевропейской безопасности. Он не прогнозирует, когда это может произойти, но подчеркивает, что «администрация президента США Барака Обамы понимает, что политика антагонизма в Европе по отношению к России ведет в тупик: любая панъевропейская конструкция будет хромать, если не будут налажены хорошие отношения между Польшей и Германией с одной стороны, и Польшей и Россией – с другой стороны. Правда, процессы, которые мы сейчас наблюдаем в Европе, в целом, еще очень далеки от идеала в вышеназванном треугольнике», – заключает Арно Дюбьен.

Он подчеркнул, что Польша, Чехия и прибалтийские страны всегда были верными союзниками США. Но теперь политической элите этих государств будет непросто понять, что Вашингтон заинтересован в усилении безопасности на континенте, а значит – призывает Старый Свет активнее сотрудничать с Россией в этой сфере.

На это высказывание французскому эксперту из зала напомнили, что ряд факторов не позволят идти диалогу по линии Варшава-Москва за счет угасания другого диалога – между польской столицей и Киевом. Мол, ведь не вся Польша – «адвокат Украины в Европе», как называли соседнюю страну при президентстве Ющенко, готова к широкомасштабному сотрудничеству с Россией. Даже если официальный Киев поддержит усиление стратегии Кремля в этом направлении, это не означает, что рядовые поляки и украинцы, общественные организации готовы забыть о роли Варшавы, которую она играла раньше для Украины. «Тем более, что в Польше сильны амбиции части политической элиты в вопросе возрождения «проекта Межморье» – объединения вокруг Варшавы стран, которые находятся между Балтийским и Черным морями», – прозвучала реплика из зала.

По мнению немецкого контр-адмирала, в прошлом директора по планированию политики Министерства обороны Германии Ульриха Вайсера, Франция и Германия играют ключевую роль в формировании международной европейской политики, особенно касательно построения отношений Евросоюза и России: «Германия и Россия способствуют укреплению мира, и сейчас наши отношения стали более конструктивными. Нужно открывать Североатлантический Альянс для новых членов, включая использование сбалансированных концепций членства и партнерства для новых стран».

По мнению контр-адмирала Вайсера, Россия, Евросоюз и США могут совместно эффективно противостоять этническим, религиозным и националистическим вызовам на Ближнем Востоке. Он указывает на естественность дальнейшего укрепления отношений между Берлином и Москвой: «Германия импортирует 37% от общего объема российского газа, в России работают более четырех с половиной тысяч немецких фирм».

Эксперт Российского института стратегических исследований Елена Хотькова сомневается в том, что существующие евроатлантические институты по безопасности способны эффективно выполнять свои функции. Она утверждает, что давно назрела необходимость выйти из «замкнутого треугольника Россия – США – ЕС в вопросе безопасности в Европе, и перейти к качественно иному формату с привлечением широкого круга стран»: «В настоящее время мы наблюдаем определенный кризис идентичности существующих организаций – европейских, евроатлантических, – работающих в сфере безопасности. Ни одна из них не способна разрешать территориальные споры, другие конфликты и обеспечивать их долгосрочным урегулированием». По словам Елены Хотьковой, крах коммунизма и трагедия 11 сентября 2001 года в США не стали отправной точкой для создания эффективной схемы безопасности в Старом Свете.

На вопрос так кто же отвечает за безопасность в этом регионе, нынешняя ситуация на европейском континенте не дает четкого ответа, считает заместитель директора Американского института в Украине Джеймс Джордж Джатрас. «Какое-то время американская политика была ясна в этом вопросе. Может, она была не всем понятна, но на подобные вопросы, связанные с безопасностью, планировался один ответ – НАТО. Но теперь так говорить не приходится. Хотя, конечно, можно продолжать утверждать, что НАТО по-прежнему отвечает на все вопросы по поводу безопасности в Европе, но это упрощенная точка зрения», – говорит Джатрас.

По мнению американского эксперта, у Грузии и Украины есть неплохие шансы в будущем присоединиться к Альянсу. «Мы не знаем, когда это может произойти, но, вероятно, у других членов НАТО нет восторга по поводу такой возможности для этих постсоветских республик», – резюмирует Джеймс Джордж Джатрас.

Правда, как сообщает пресс-служба Института мировой политики, пролонгация пребывания базы Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины закрывает перед Киевом двери для вступления в НАТО. Такое заявление сделал в среду бывший министр обороны Евгений Марчук: «Я бы призвал некоторых функционеров НАТО не говорить, грубо говоря, глупости: мол, продление пребывания ЧФ до 2042 года не закрывает двери перед Украиной. Да, закрывает», – подчеркнул Евгений Марчук.
Он также отметил, что Киев, подписав новое соглашение с Москвой по ЧФ РФ, не решил множество технических вопросов, связанных с пребыванием российских военнослужащих на территории Украины.

В свою очередь, во время дискуссии в Институте мировой политики, первый министр обороны, бывший постпред Украины при Североатлантическом Альянсе Константин Морозов отметил, что в настоящий момент «мы просто не можем знать настоящую позицию НАТО по этому вопросу».

XS
SM
MD
LG