Линки доступности

Нина Тумаркин: пока в США разрушают старые памятники, в России воздвигают новые 


Мемориальная церемония на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге. 26 января 2019г.
Мемориальная церемония на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге. 26 января 2019г.

В 80-ю годовщину начала Великой Отечественной войны американский профессор истории рассуждает о разнице восприятия исторического прошлого в США и России 

В России и некоторых других бывших советских республиках на этой неделе отмечали 80-летие со дня начала Великой отечественной войны. Она вела отсчет с 22 июня 1941 года, когда войска гитлеровской Германии и ее сателлитов вторглись в Советский Союз. Свое мнение о том, какую роль играет эта дата в жизни американского общества и о взгляде жителей США на скорбные страницы истории поделилась с Русской службой «Голоса Америки» профессор Колледжа Уэллзли в штате Массачусетс – Нина Тумаркин.

«Для американского общества вопрос о значении и наследии военных времен – очень болезненный, и я могу с уверенностью и с сожалением объявить русскоязычным читателям, что день 22 июня 1941 года совершенно ничего не значит для основной массы американцев. Даже большинство профессионалов, моих коллег-историков, скорее всего, не помнят эту дату, за исключением тех, кто изучает историю России, или Германии, или Второй мировой войны.

На этой неделе я увидела в интернете видеозапись церемонии памяти о дне начала Великой Отечественной войны в России и некоторые комментарии об «Операции Барбаросса» (так назывался план гитлеровского блицкрига – Г. А.), и это было волнительно. Так же эмоционально выглядело выступление президента Германии Штайнмайера в Берлине, где он говорил об “абсолютно варварском характере” гитлеровского вторжения в СССР и о том, что немцы намного более серьезно относятся к ужасам этого вторжения и войны как таковой.

Я с большой долей уверенности предполагаю, что широкая публика в США с самого момента окончания войны не помнит значения даты 22 июня 1941 года. Мне кажется, что об этой дате не задумывалось ни одно последующее поколение, и это – грустная характеристика американского национального сознания.

Я не удивлюсь, если многие американцы не помнят и дату 8 мая 1945 года – день победы [антигитлеровской коалиции] в Европе (который в России, из-за разницы во времени, отмечается 9 мая – Г. А.).

Даже окончание всей Второй мировой войны – т. н. «День VJ», т. е. День победы над Японией – американцы отмечают сдержанно из-за факта атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года.

Вообще, у американцев наблюдается массовая потеря памяти в том, что касается истории, особенно – других стран. Память о Второй мировой войне – очень слабая, даже среди ветеранов, и видеть это весьма прискорбно. Но мы видим, что в последнее время, особенно с ростом движения “Жизнь чернокожих имеет значение”, это меняется, и значительно. Вот уже примерно лет шесть, с 2015 года, можно наблюдать растущее стремление к раскрытию постыдных страниц американского прошлого и всего, что мы сделали неправильно. И теперь у части общества можно видеть некую страсть к истории – в основном, истории США. Но, как это ни странно, интерес вызывают только жертвы произвола и их преследователи.

Таким образом, отношение россиян и американцев к войне и к истории в целом радикально отличается: россияне, хотя они и помнят о понесенных потерях, тем не менее гордятся тем, что победили. В американском же обществе растет стремление почувствовать стыд за прошлое своей страны, чтобы затем что-то сделать по этому поводу.

В некоторых штатах даже прекратили отмечать День Колумба, учрежденный в честь мореплавателя, открывшего Америку: в моем штате Массачусетс, например, он переименован в День коренных народов – в честь американских индейцев, в отношении которых Христофор Колумб проявил столько жестокости. Я не думаю, что это так уж хорошо для подъема американского духа, и мне кажется, что отношение русских к истории – хотя она слишком часто ими обеляется и приукрашивается, в то время как о темных страницах предпочитают умалчивать – мне кажется, что для здоровья общества подход россиян к их прошлому более правилен и предпочтителен, нежели подход американцев.

Поразительно наблюдать, как в Америке убирают и разрушают старые памятники, в то время как в России регулярно воздвигают новые, хотя иногда и противоречивые – например, Калашникову в Москве или ставшему вдруг популярным Ивану Грозному в Орле.

Будучи профессором, я постоянно учу американцев истории, в том числе и советскому опыту в ходе Второй мировой войны. У многих из них нет ни малейшего понятия, что происходило на восточном фронте. Когда они слышат о войне в Европе, они думают, прежде всего, о D-Day – высадке союзников в Нормандии в 1944 году, и многие даже считают, что это Соединенные Штаты выиграли войну с помощью Великобритании. Лишь очень немногие помнят о вкладе советских людей в Победу».

XS
SM
MD
LG