Линки доступности

«Женщин Центральной Азии не нужно освобождать»


Надира Артык
Надира Артык

Интервью с независимой журналисткой Надирой Артык

Каждая женщина должна знать, что у нее в жизни есть выбор – завести семью, поступить в вуз, получить любую профессию, стать предпринимателем, уверена независимая журналистка Надира Артык. На встрече в Институте Гарримана при Колумбийском университете, посвященной положению женщин в странах Центральной Азии, Артык рассказала о деятельности основанной ею некоммерческой организации Bilqa, которая помогает девочкам-подросткам центрально-азиатского региона достойно входить во взрослую жизнь.

Надира Артык родилась в Узбекистане. Работала репортером и редактором в информагентствах Associated Press, AFP и BBC. Закончила Ташкентский государственный университет и Лондонскую школу экономики. Главная сфера интересов Надиры – положение женщин в странах Центральной Азии. Этой теме она посвящает свои статьи, блог и устные выступления. Преподает узбекский язык в Колумбийском университете.

Надира Артык ответила на вопросы корреспондента Русской службы «Голоса Америки».

Олег Сулькин: Вы много путешествуете по бывшим центрально-азиатским республикам Советского Союза и получаете информацию, как говорится, из первых рук. Как бы вы в целом охарактеризовали положение женщин в этом регионе?

Надира Артык: Обобщать вряд ли имеет смысл, ведь в каждой республике все складывается по-разному. Там, где экономическая ситуация улучшается и доходы населения растут, заметно улучшается положение женщин. Там же, где уровень бедности не снижается и переход к рыночной экономике происходит медленно, положение женщин остается достаточно тяжелым.

О.С.: «Освобождение женщин Востока» на протяжении всей советской эпохи было ключевым пропагандистским лозунгом коммунистического режима. Что сегодня происходит в независимых республиках Центральной Азии? Стало ли женщинам там жить легче?

Н.А.: Приведенный вами лозунг отражал достаточно предвзятое отношение советских властей к женщинам и культуре Востока. Я не согласна, что женщин надо было от чего-то освобождать. В этом подходе ощутимо некое высокомерие. Мол, мы – нация цивилизованная, пришли, чтобы вас освобождать. В каждой культуре есть свои особенности и традиции. И центрально-азиатский регион – не исключение. Конечно, позитивные процессы происходили и в советское время. Они связаны с быстрой индустриализацией, с развитием школьного и высшего образования.

Кстати, после распада Советского Союза произошли некоторые негативные изменения в социально-образовательной сфере. Скажем, в бюджетах республик уменьшились статьи расходов на образование, на помощь детям. Во многих сельских районах закрылись детские сады. Зарплаты у школьных учителей мизерные, и при этом часто задерживается выплата. Репутация у профессии учителя крайне низкая. Социальные пособия крохотны, или их нет вовсе. За высшее образование надо платить, как и везде в мире. Люди не верят в важность высшего образования и не посылают своих детей в вузы. Ведь даже с институтским дипломом крайне трудно найти работу по профилю. В регионе высокий уровень безработицы и низкий уровень жизни.

О.С.: Эти выводы характерны для всех республик?

Н.А.: Нет. В первую очередь для Таджикистана, южной части Кыргызстана, может быть, части Узбекистана. Вместе с тем в Узбекистане разрабатывают программы по улучшению статуса женщин. Например, специально для них создают новые рабочие места. В то же время безработица настолько высока и уровень жизни настолько упал, что это не может не сказываться негативно на положении женщин. Напомню, что, например, в Таджикистане при закрытии заводов и фабрик после распада Советского Союза первыми подпали под увольнение женщины. Они оказались совершенно не у дел, их прежние профессии в новой жизни не стали востребованы.

О.С.: Проблема насилия в семьях носит, как известно, универсальный характер. Насколько она актуальна для центрально-азиатского региона?

Н.А.: Очень актуальна, и в одночасье ее не решить. Как не решить в короткое время и две другие ключевые проблемы – повышение экономического статуса женщин и их роли в принятии решений на всех уровнях государственной власти. В целом во всех пяти республиках Центральной Азии три эти проблемы стоят на повестке дня. Нужны, как я считаю, скоординированные усилия власти, общественных некоммерческих организаций, локальных общинных структур. Например, в последнее время увеличилось число случаев бытового насилия в Узбекистане, Кыргызстане и Казахстане. Без глубокого анализа причин этого явления решение найти невозможно.

О.С.: Может ли для этого помочь иностранный опыт, международное сотрудничество?

Н.А.: Можно и нужно заимствовать стандарты, изучать опыт тех стран, где успешно решается проблема насилия в отношении женщин. Конечно, принципиально важны усилия на местном уровне. Скажем, не надо забывать, насколько эффективна просветительская работа среди мужчин. Начинать ее надо с самого юного возраста, утверждать среди мальчиков уважительное отношение к женщине.

О.С.: На Западе распространено представление о восточных традициях и в целом о мусульманской культуре как о факторах, затрудняющих борьбу за права женщин, за их равноправие в семье и обществе. Вы с этим утверждением согласны?

Н.А.: Нет. Такая либерализация женщинам стран Центральной Азии не нужна. Дело не в ней. Обратите внимание, что за годы советской власти женщины достигли многого, но семейные устои и вековые традиции остались практически неизменными. Их нельзя и не стоит даже пытаться менять. Цель не в этом, а в том, чтобы каждая женщина знала, что у нее есть жизненный выбор. Выбор завести семью, поступить в вуз, получить любую профессию, стать предпринимателем. Вот этого равенства с мужчинами надо добиваться. Конечно, когда на повестке дня главный вопрос – как заработать на хлеб и накормить детей, возможность выбора переходит в сферу теории.

О.С.: Чем конкретно занимается организация Bilqa?

Н.А.: Мы работаем с девочками подросткового возраста, в частности, в бедных кишлаках северного Таджикистана. Мы им помогаем в основном двумя путями. Профессионально успешные женщины из этого региона служат девочкам личными менторами, спутниками, наставниками, поощряют их творческие и профессиональные намерения, помогают сформироваться как личности. Это особенно важно, потому что в кишлаках резко растет число ранних браков. До 25 процентов девочек в Таджикистане бросают школу к девятому классу, чтобы вступить в брак. Мы объясняем девочкам, как важно для них закончить школу, что откроет им выбор жизненного пути. Второй путь – направляем девочкам денежные стипендии на покупку учебников, школьных принадлежностей, зимней одежды, чтобы они не пропускали учебные занятия.

Другие материалы о женщинах читайте в рубрике «Женщины сегодня»

XS
SM
MD
LG