Линки доступности

Мятеж в России: оценка последствий «марша Пригожина» на Москву


«ЧВК Вагнер» покидает Ростов-на-Дону (архивное фото).
«ЧВК Вагнер» покидает Ростов-на-Дону (архивное фото).

Эксперты - о «результатах» бунта «ЧВК Вагнер» для России, и о том, как на него следует реагировать США и странам Запада

Евгений Пригожин в пятницу предпринял шокирующий шаг, перенаправив части своей ЧВК «Вагнер» из Украины в Россию. Кадры, на которых наемники ЧВК едут в Москву, видел весь мир, как и обращение Владимира Путина с осуждением бунтовщиков и обещанием защитить Россию.

День завершился сделкой между сторонами конфликта, по всей видимости, при посредничестве президента Беларуси Александра Лукашенко. При этом об условиях этой сделки до сих пор известно немного.

Мятеж Пригожина стал неожиданностью для руководства РФ за весь период войны в Украине и правления Путина.

Эти события знаменуют еще только самый начальный этап решающей схватки за власть внутри России, но уже сейчас в США и НАТО многие стали думать о том, как вероятная гражданская война или бунты внутри России могут повлиять на соседние страны и мировую обстановку.

Эксперты Гудзоновского института обсудили влияние произошедших в России событий «по горячим следам».

Что из себя в настоящий момент представляет ЧВК «Вагнер»?

Джан Касапоглу, старший научный сотрудник Гудзоновского института и автор ряда публикаций о ЧВК «Вагнер» в СМИ (Can Kasapoğlu, Senior Fellow - Non-Resident, Hudson Institute), сравнил группу наемников Пригожина с «ливанской Хезболлой или с cилами быстрого реагирования в Судане».

Касапоглу считает, что ЧВК «Вагнер» уже больше, чем просто ЧВК, потому что «во-первых, они [«вагнеровцевцы»] управляются в “рамках экономики военного времени”, и центром их деятельности и причиной притока наемников в группу не является Украина».

«Украина никогда и не была для “вагнеровцев” центром “притяжения”. Пригожин и его партнеры ведут хитрую игру в Африке», – пояснил эксперт.

Джан Касапоглу
Джан Касапоглу

По данным Касапоглу, ЧВК «Вагнер» предлагают услуги по обеспечению безопасности, и даже «пытаются значительно усилить боевые возможности хрупких, несостоятельных национальных правительств стран Сахеля» (Группа стран африканского континента южнее Сахары от Атлантического океана до Красного моря – прим. «Г.А.»).

Исследователь так объяснил основное отличие ЧВК «Вагнер» от других наемнических групп: «вместо прямых платежей “вагнеровцы” забирают за свои услуги часть горнодобывающего, алмазного, или золотодобывающего бизнеса, осуществляя при этом его охрану, а также обеспечивая безопасность критически важной инфраструктуры в странах региона».

«Во-вторых», по словам эксперта, их можно «назвать “русской Хизбаллой”, потому, как «Вагнер» устроен и насколько серьезно вооружен».

«Уже по тому, с чем они шли на Москву, было видно, что ни Росгвардия, ни столичная полиция не могли сравниться с ними», – подчеркнул Касапоглу, добавив, что «пригожинцы и на фронте в Украине были лучше оснащены и получали несопоставимые с российской армией зарплаты».

Именно поэтому, по мнению эксперта, у них «была возможность привлекать российских генералов, бойцов из самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР», и даже – иностранных боевиков».

«При этом, в группе есть ядро, которое сформировалось в боях в Сирии. Это профессионалы, которые используют нанятых бывших уголовников в качестве пушечного мяса», – рассказал исследователь.

«Само наличие возможности у ЧВК доставать и миловать бывших уголовников прямо из тюрем делает их необычным ЧВК», – пояснил эксперт.

Что и как привело к конфликту между минобороны РФ и ЧВК «Вагнер»?

Другой эксперт Гудзоновского института, специализирующийся на политике Кремля – Люк Коффи (Luke Coffey, Senior Fellow, Hudson Institute), считает, что «Пригожин и его группа «Вагнера» испытали невероятное разочарование, оказавшись на передовой в Восточной Украине».

«Все просто: привыкшие к особому отношению и эксклюзивному обеспечению, ЧВК «Вагнер» не получила поддержки, в которой она нуждалась, и которую ожидала. И это разочарование продолжало накапливаться и усиливаться, нарастая по мере увеличения потерь и понимания провала полномасштабного вторжения России в Украину», – объяснил Коффи.

Эксперт: «Америке не стоит принимать ничью сторону во внутрироссийском конфликте»
please wait

No media source currently available

0:00 0:00:51 0:00

Эксперт сделал предположение, что «контакты Пригожина с частью российской элиты, прежде всего, в среде силовиков и военных, подтолкнули его к мысли о возможности однажды пойти “ва-банк” против непрофессионального, с его точки зрения, управления армией», чем он и не преминул воспользоваться, как только «почувствовал, что его контакт с Владимиром Путиным ослабел, и что его группу наемников скорее всего расформируют в ближайшее время».

«Загадкой пока остаются имена тех людей, на которых Пригожин собирался опираться, в случае успеха своего мятежа», – сказал Люк Коффи, добавив, что «в ближайшие несколько месяцев интенсивность борьбы за власть внутри России усилится до предела».

Ребекка Хайнрихс, старший научный сотрудник и директор Keystone Defense Initiative (Rebeccah L. Heinrichs, Senior Fellow and Director, Keystone Defense Initiative), обратила внимание на «странные обстоятельства слишком быстрого продвижения наемников Евгения Пригожина от Ростова к Москве и не менее странный разворот отряда группы Вагнера в 200 км. от столицы России».

«До сих пор, спустя двое суток, неизвестно, где находится начальник генштаба МО РФ Валерий Герасимов», – отметила исследователь.

Ребекка Хайнрихс
Ребекка Хайнрихс

Томас Грэм, эксперт Совета по международным отношениям (Thomas E. Graham, distinguished fellow, Council on Foreign Relations), в интервью Русской службе «Голоса Америки» подчекнул, что «вопросов после “примирения” Пригожина и Путина больше чем ответов», например:

Неудавшийся мятеж Пригожина «выявил слабость Путина и трещины в политических элитах»
please wait

No media source currently available

0:00 0:01:10 0:00

«Как долго останется Пригожин в живых? Что произойдет с Шойгу и Герасимовым? Что произойдет на полях сражений в Украине? Почему спецслужбы не были осведомлены о планах Пригожина? Почему он не встретил большего сопротивления? Где был сам Путин, пока разворачивались эти события? Держал ли он ситуацию под контролем и принимал решения, или передал контроль кому то другому?».

Что такое «завершение мятежа» означает для Путина и для Пригожина?

Томас Грэм выразил уверенность, что Путин отныне «выглядит ослабленным в глазах Запада, властей в Киеве и, вероятно, в других столицах». По словам аналитика, «события на выходных выявили… трещины в политических элитах».

С этим согласился и Джан Касапоглу.

«Геополитический проект Владимира Путина закончился прямо на глазах. Остальное мы увидим, когда уляжется пыль», – заявил эксперт.

Касапоглу полагает, что Евгений Пригожин, «владеющий, помимо группы «Вагнер», еще и мощной информационной службой, известной своими пропагандистскими кампаниями и распространением фейков», так «просто не переедет в Беларусь», переведя туда некоторых своих наемников.

«Во-первых», по мнению аналитика, он «будет добиваться сохранения своего влияния в Африке».

«Во-вторых, он может начать и политическую кампанию, используя свои информационные ресурсы», – убежден Касапоглу.

Питер Раф, старший научный сотрудник и директор Центра Европы и Евразии Гудзоновского института (Peter Rough, Senior Fellow and Director, Center on Europe and Eurasia, Hudson Institute), ведя эту дискуссию, отметил, что его «поразило, как, сначала, отдельные кремлевские телепропагандисты “как-бы притихли”, не зная как реагировать, в то время, как некоторые российские газеты даже попытались довольно открыто критиковать Путина».

Питер Раф
Питер Раф

«Хотя это было очень недолго, это не то, что мы видели в недавнем прошлом», – отметил исследователь.

Как повлияет этот мятеж на ближайшее будущее России?

С тем, что Россия вступает в «довольно мрачную историческую стадию», были согласны все эксперты.

«Верховенства закона в России нет уже несколько лет. В России не было ничего, напоминающего демократическое правление, уже около 10 лет. Пространство для демократии было сведено практически к нулю. Когда политические ставки столь высоки, в России не действует верховенство закона», – заявил Томас Грэм Русской службе «Голоса Америки».

Анализ ситуации, по словам Джана Касапоглу, «подводит всех к мысли о том, что Российскую Федерацию ждут значительные внутренние беспорядки и даже риск Гражданской войны».

«Это не значит, что Российская Федерация перестанет быть “великой”. Это не значит, что она не будет продолжать представлять угрозу. Однако я согласен со стратегической концепцией НАТО, что Россия сегодня это – прямая угроза Североатлантическому союзу», – добавил исследователь.

Что конкретно США должны сделать сейчас, чтобы воспользоваться этим моментом?

Касапоглу подчеркнул, что «необходимо срочно пересмотреть суть военной помощи Киеву».

«США вооружают Украину, чтобы она не проиграла войну, а необходимо вооружать для наступления, для победы. Соединенные Штаты и все страны НАТО должны увидеть, что у Украины есть окно возможностей для победы, и программа военной помощи должна быть сформирована не для того, чтобы спасти положение или избежать катастрофических потерь, а для победоносной войны», – заявил эксперт.

Дискуссия в Гудзоновском институте
Дискуссия в Гудзоновском институте

Ребекка Хайнрихс убеждена, что «именно сейчас настал момент для решения вопросов по поставке ATACMS Украине и ускорения помощи формировании современных ВВС в этой стране», оснащая их F-16 и другими современными самолетами.

«Месседж, который я хотела бы передать всем сейчас – это то, что настало время “нажать на газ”, чтобы Конгресс сплотился, и понял, что, в результате, все получат настоящую победу Украины», – заявила эксперт.

Люк Коффи критически отозвался о традиции Вашингтона «переоценивать свою способность влиять на внутренние дела многих стран».

«Первое, что американским политикам сейчас следует делать в случае кризиса, серьезной гражданской войны, восстания или мятежа внутри Российской Федерации, это оставаться сосредоточенными на Украине. Вот где мы все еще можем иметь большое влияние, – заявил Коффи, – нам следует сосредоточиться на поддержке ее контрнаступления. Не стоит даже притворяться, как я на выходных слышал в соцсетях, что группа «Вагнера» может оказаться немного предпочтительнее, чем Путин. Нам не нужно принимать чью-то сторону и мы не будем ввязываться в драку. Мы также должны помогать странам вокруг России так, чтобы любые боевые действия, происходящие внутри границ Российской Федерации, остались внутри этих границ. А затем, мы должны уже сейчас, заранее, начать думать о том, как мы ответим на заявления о самоопределении и независимости некоторых регионов России в случае гражданской войны».

Коффи перечислил эти регионы и страны, упомянув оккупированные Россией территории Южной Осетии и Абхазии в Грузии, Приднестровья в Молдове и проблемы Азербайджана, выразив уверенность, что «в случае ослабления Москвы, власть Александра Лукашенко в Беларуси – рухнет».

Форум

Читайте также

XS
SM
MD
LG