Линки доступности

Романа Удота оставили под домашним арестом


Роман Удот (слева) и адвокат Максим Пашков в Химкинском городском суде. Фото Марины Яковлевой.
Роман Удот (слева) и адвокат Максим Пашков в Химкинском городском суде. Фото Марины Яковлевой.

Эксперта по чистоте выборов судят за угрозу сотрудникам телеканала НТВ

В четверг 13 июня в Химкинском городском суде слушалось дело о продлении срока домашнего ареста Роману Удоту, правозащитнику, много лет занимающемуся расследованиями фальсификаций на выборах. Срок ареста должен был закончиться 16 июня, но судья Химкинского городского суда Людмила Федорченко решила продлить его на месяц - до 16 июля.

Романа Удота, члена совета движения наблюдателей на выборах «Голос» и одного из ключевых экспертов движения, арестовали по обвинению в угрозе убийством нескольким сотрудникам НТВ в конце мая – накануне начала региональных избирательных кампаний, в том числе выборов в Мосгордуму.

Как развивалось дело?

Роман Удот и его семья стали объектами назойливого внимания журналистов телеканала НТВ. 20 марта 2018 года в аэропорту Шереметево Удота встретила съемочная группа НТВ. Удот отказался общаться с ними и выкрикнул угрозу в их адрес. Он отнял у журналиста НТВ Александры Мирошниченко телефон и отвел съемочную группу в ближайшее отделение полиции, чтобы написать заявление: Удот утверждал, что нарушено его право на неприкосновенность частной жизни. Мирошниченко обвинила Удота в грабеже.

В апреле на Удота завели уголовное дело. В то время Удот находился за пределами России в рабочей поездке. Он не был в эмиграции и старался сотрудничать со следствием. Однако его объявили в федеральный розыск. 15 мая 2019 года Роман Удот вернулся в Россию, явился в отдел дознания Шереметьево и написал ходатайство о возобновлении возбужденного против него уголовного дела и потребовал вручить ему повестку на допрос.

Суд отправил Удота под домашний арест: ему разрешено общение с близкими, адвокатом и дознавателем, но запрещены Интернет, телефон и прогулки.

В случае признания виновным, Удоту может грозить до двух лет лишения свободы по обвинению в угрозе убийством или причинении тяжкого вреда здоровью.

Мнения сторон

Адвокат и коллеги правозащитника считают процесс сфабрикованным и связывают преследование Удота с его профессиональной деятельностью. Правозащитный центр «Мемориал» включил Романа Удота в свой «Список 77». В этом списке – российские политзаключенные, подвергшиеся противозаконному преследованию за свои убеждения.

Следствие считает, что Удот может представлять опасность. Выступая, Удот напомнил, что за две недели его домашнего ареста было совершено только одной следственное действие – ему предъявили обвинение.

Адвокат Удота Максим Пашков сообщил, что он и его подзащитный направили несколько ходатайств следствию, в том числе - с просьбой провести очную ставку с сотрудниками НТВ, для которых Удот якобы представляет опасность. Однако следствие не удовлетворило их.

Коллеги Удота по движению «Голос» не были удивлены решением о продлении срока домашнего ареста. Они считают, что их эксперта хотят изолировать до окончания выборов в сентябре - единый день голосования назначен на 8 сентября 2019 года.

Максим Пашков считает меру пресечения чрезмерной и незаконной, так как домашний арест не может применяться, если лицо не может быть приговорено к лишению свободы. Пашков назвал процесс «клинически абсурдным». «Мы будем обжаловать – сказал Пашков – Начинается чистый Кафка. Все понимают, что ничего не произошло, но выносят приговор».

Максим Пашков, адвокат:

«Будем обжаловать. Клиническая абсурдность этого дела всем понятна. Дело абсолютно надуманное. Не хочу грешить конспирологией, но здесь политическая подоплека этого дела просматривается очень четко. Я не вижу здесь состава преступления. Угроза убийством - это тогда, когда есть реальные основания опасаться. Ну, этот покричал и улетел в Брюссель. И чего опасаться? Выступление дознавателя о том, что он продолжит угрожать Мирошниченко и Журавлеву - это смешно, все это понимают. Начинается чистый Кафка, «Процесс» – абсолютно все всё понимают, и понимают, что ничего не произошло, но тем не менее человеку выносят приговор».

Григорий Мельконьянц, сопредседатель движения «Голос»:

«Это решение мы, честно говоря, ожидали. Потому что, судя по тому с каким рвением Романа отправили под арест, цель понятна они хотят изолировать Романа от наблюдения за выборами, которые сейчас активно идут.

8 сентября у нас большое количество компаний. Рома, конечно, незаменимый специалист, которому они просто запретили с кем-либо общаться, пользоваться Интернетом, выходить из квартиры...

Cкорее всего, [срок ареста] и дальше будет продлен, как минимум, до сентября, чтобы Рома не участвовал в контроле за выборами.

Мы, конечно, будем стараться поддержать Романа. Мы видим, что Романа поддерживает большое количество людей, но, видимо, этого еще недостаточно для того, чтобы удалось вызволить его из этих тяжелых обстоятельств».

Виталий Аверин, координатор региональных отделений движения «Голос»:

«Изначально было понятно, что уголовное дело абсурдное. Сложно говорить, что судебный процесс был независим. На заседании Роман привел цитату майора ФСИН: когда ему надевали браслет, майор так и сказал, что он – самый первый, кому определена такая мера пресечения по данной статье. Это беспрецедентное решение даже в российской судебной практики».

«Это чистый Кафка»
please wait

No media source currently available

0:00 0:01:59 0:00

XS
SM
MD
LG