Линки доступности

Майкл Макфол о внешнеполитических приоритетах США в 2011 году


Майкл Макфол
Майкл Макфол

Инна Дубинская: Два года назад президент Обама заявил, что хочет восстановить лидирующую роль Америки на мировой арене. Достигла ли его администрация этой цели?

Майкл Макфол: Думаю, что да. Почти наверняка. Ряд выступлений и встреч президента в разных странах способствовал восстановлению лидирующих позиций США. В особенности это относится к прошлогоднему выступлению на саммите НАТО в прошлом году (речь идет о саммите, состоявшемся в Лиссабоне – И.Д.) и на встрече «Большой Двадцатки», в ходе которых президент продемонстрировал свою роль мирового лидера. В двусторонних отношениях – в частности, с Россией – что входит в мои обязанности – «перезагрузка» помогла нам перейти от весьма мрачного периода в истории американо-российских отношений к нынешним, более нормальным отношениям. Не обошлось без проблем и трудностей – но нормализация отношений состоялась.

И.Д.: Каковы внешнеполитические приоритеты администрации президента Обамы в 2011 году? Повлияли ли на них события на Ближнем Востоке и, в частности, в Египте?

М.М.: Президент с полной ясностью заявил в своем ежегодном Докладе Конгрессу о положении дел в стране, что наш главный внешнеполитический приоритет – это расширение экспорта и создание рабочих мест здесь, в Америке. Самое важное для президента – оздоровление экономики, и тут есть внешнеполитическая составляющая. По-моему, он ясно сказал об этом американскому народу в своем Докладе Конгрессу о положении дел в стране.

Что касается Египта, то очевидно, что кризис там продолжается. Непонятно, как будут развиваться события. Однако с самого начала администрация президента Обамы очень ясно заявила о своей приверженности тому, что он называет универсальными принципами и универсальными ценностями. Затем, выступая в Каире, он разъяснил, в чем состоят эти универсальные ценности. Мы сохраняем приверженность этим универсальным ценностям.

И.Д.: В какой мере изменения в составе Конгресса США 112-го созыва могут повлиять на цели внешней политики президента Обамы?

М.М.: Пока об этом говорить рано. Кроме того, я работаю в Совете национальной безопасности, а не в контакте с Конгрессом. Иными словами, этот вопрос – не ко мне. Однако я хотел бы сказать, что в целом мы согласны по многим вопросам, в частности, в области торговли. Недавно президент подписал исторический Договор о свободной торговле с Южной Кореей. Мы ожидаем, что обе партии (в Конгрессе) поддержат этот договор. По нашему мнению, это поможет проложить путь к заключению других торговых договоров, которые расширят наши экспортные возможности. Это хорошо для Америки – как в экономическом плане, так и в плане создания рабочих мест. Такая перспектива может найти поддержку и у республиканцев, и у демократов.

И.Д.: Более 90 % Доклада президента Обамы Конгрессу о положении дел в стране посвящено американской экономике. Аналитический ежедневник Stratfor откликнулся на это комментарием, что «иностранная политика отодвинута на задний план». Вы согласны?

М.М.: Мы в Совете национальной безопасности отвечаем: нет. Это наша основная работа, наш приоритет. Мы на этом сконцентрированы и будет продолжать заниматься этими проблемами. Целый ряд начатых нами международных инициатив должен быть реализован. Что же касается повестки дня президента Обамы, то распределение его времени продиктовано важнейшими проблемами, которые ему приходится решать, и его приоритетами.

Другие материалы читайте здесь

Перейти на главную страницу

XS
SM
MD
LG