Линки доступности

Референдум в Кыргызстане


Референдум в Кыргызстане
Референдум в Кыргызстане

27 июня в ходе референдума граждане Кыргызстана подавляющим большинством одобрили изменения в конституции, ограничивающие полномочия президента и расширяющие права демократически избираемого парламента. Для многих голосовавших плебисцит, ставший испытанием доверия к временному правительству, также символизирует конец гражданского противостояния и межэтнических столкновений, которые сотрясали страну в течение последних нескольких месяцев.

В дополнение к новой конституции, избиратели проголосовали за сохранение исполняющей обязанности главы временного правительства Розы Отунбаевой на посту президента до конца 2011 года. Эти два вопроса, объединеные в референдуме, требовали от избирателей простых ответов «да» или «нет». По предварительным данным Кыргызской Центральной избирательной комиссии, явка избирателей составила 65 процентов, около 64-х процентов одобрили предложенные изменения. Как ожидается, ЦИК Кыргызстана объявит окончательные результаты голосования 28 июня.

До референдума активисты многих неправительственных организаций выражали озабоченность по поводу проведения плебисцита в условиях неопределенности и зыбкой безопасности, наступивших после недавнего межэтнического насилия в южном Кыргызстане. Другие наблюдатели подвергали критике сам процесс разработки новой конституции, утверждая, что он состоялся без достаточного общественного обсуждения.

Для решения проблемы обеспечения безопасности в день референдума на избирательные участки по всей стране были направлены около 8 тысяч офицеров милиции. Президент Коалиции неправительственных организаций Динара Ошуракхунова, наблюдавшая за голосованием в Ошской области, сообщила журналистам что «несмотря на то, что мы ожидали низкой явки избирателей в услових недавних беспорядков на юге страны, она оказалась удивительно высокой».

Для обеспечения высокой явки избирателей в Оше и Джалал-Абаде официльные лица, ответственные за проведение референдума, организовали транспорт для избирателей, а также разместили мобильные участки голосования в отдаленных деревнях и районах, где население боялось оставить свои дома. Однако, несмотря на эти усилия, по предварительным данным ЦИК в Оше явка соствила около 50 процентов. В Бишкеке и северных областях – Иссык-Кульской и Таласской – она оказалась несколько выше – около 70 процентов.

Результаты референдума послужили вотумом доверия временному правительству Отунбаевой, чья легитимность после прихода к власти в результате массовых протестов в апреле подвергалась сомнению. На пресс-конференции с местными и иностранными журналистами в день референдума Роза Отунбаева, уже опустившая свой бюллетень на избирательном участке Оша, была в приподнятом расположении духа. «Новая конституция была принята, несмотря на яростные атаки ее оппонентов, – сказала Отунбаева. – Народ поставил точку в эпохе авторитарного, построенного по принципу семейственности управления. Сегодня мы победили на пути к истинной власти народа».

Некоторые наблюдатели сообщили «Голосу Америки», что высокая активность избирателей объясняется желанием многих кыргызстанцев обеспечить стабильность в своей стране. Интервью с избирателями в Оше и Араванском районе подтвердили эти заявления.

Так, Айнура Эшматова – председатель избирательного участвка №280 в Оше (избирательная комиссия участка включала как кыргызов, так и узбеков), рассказала «Голосу Америки»: «Сегодня мы наблюдали высокую явку избирателей, несмотря на то, что многие боялись вспышек насилия. Я думаю, что люди пришли сегодня на участки в надежде, что их голос даст им лучшее будущее».

Говоря о недавнем конфликте, Айнура Эшматова – этническая кыргызка – сказала: «Многие простые люди его не хотели. Мы жили в мире и вместе трудились. Столковения показали, что есть те, кто готов сеять раздор. Но мы должны объединиться против него».

Эшматова также отметила, что референдум 27 июня отличался от предыдущих выборов тем, что не имел нарушений, характерных для выборов при Бакиеве. По ее словам, единственный недостаток референдума состоял в том, что некоторые списки избирателей были неточны. (Работники избирательных комиссий внесли многих избирателей, которые не смогли найти себя в официальных списках в так называемые «дополнительные списки». По сути, любой гражданин Кыргызстана мог голосовать на любом избирательном участке по своему усмотрению).

Работник избирательного округа в Араванском районе на условиях анонимности рассказал «Голосу Америки», что хотя участие избирателей в референдуме было высоким, некоторые из пришедших не знали, за что они голосуют: «У населения в Араване не было времени для изучения новой конституции. Никто не объяснил им, в связи с чем проводится референдум».

60-летний этнический узбек, голосовавший на участке № 280, отказавшись назвать свое имя, сказал «Голосу Америки»: «Я пришел и проголосовал потому, что я считаю это моим гражданским долгом. Я не собираюсь рассказывать вам, как я проголосовал. Все, что я могу сказать – будущее этой страны находится в руках ее граждан, и я – один из них».

Не все пришедшие избиратели были готовы одобрить предложения временного правительства. Айнура – этническая кыргызка, помощник продавца в одном из магазинов Оша, назвавшая только свое имя, сказала «Голосу Америки» следующее: «Я пришла и проголосовала. Однако я не считаю, что это изменение конституции поможет этой стране». Айнура пояснила, что пришла на референдум из-за давления со стороны ее сотрудников.

Хусанбай, житель Черемушек – района Оша, населенного в большинстве узбеками, стал свидетелем насилия 11-14 июня. Он отказался назвать свою фамилию и заявил: «Я не использовал свой бюллетень, только чтобы поставить галочку против «да» или «нет». Я написал на нем, что руководители этой страны являются преступниками, которые не смогли остановить кровопролития. Уже после этого я проголовал».

В тоже время другие избиратели проигнорировали референдум из-за тяжелого эмоционального состояния после недавних событий. Один житель Оша на услових анонимности сказал «Голосу Америки»: «Как вы можете голосовать в то время, когда ваш дом сгорел, и вы оплакиваете погибших? Я потерял несколько родственников и друзей».


XS
SM
MD
LG