Линки доступности

Власть и оппозиция Кыргызстана ищут выход из кризиса


В Москве прошло экспертное совещание «Россия-Киргизия: диалог в условиях нового времени». Представители различных политических и общественных сил Кыргызстана вместе с российскими политиками и экспертами обсуждали возможные пути выхода из кризиса, в котором оказалась Кыргызская Республика.

Соведущий «круглого стола» депутат Российской Государственной думы, член межпарламентской группы по взаимодействию с Жогорку Кенешем Антон Беляков заявил, что эксперты попытаются выработать общее видение будущего Кыргызстана, а итоговый документ направят «уполномоченным ведомствам обеих стран».

Другой соведущий экспертного совещания, бывший руководитель межпарламентской группы Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Максат Кунакунов сказал: «Мы рассчитываем на силу диалога и разума. Ни одна политическая цель не стоит жизни человека и слезы ребенка. Если мы избавимся от нетерпимости, то обретем долгожданную стабильность в государстве и обществе».

Бывший президент Кыргызской Республики Аскар Акаев отдал должное России, которая «доказала, что она самый надежный друг и союзник. Когда Кыргызстан оказался в беде, Россия первой оказала моральную поддержку и прислала гуманитарную помощь».

«Россия была готова рассмотреть и ввод миротворческих сил, если бы эскалация кровопролития на юге продолжилась, – отметил экс-президент. – Заявление президента Дмитрия Медведева было очень позитивным сигналом, который сыграл свою благотворную роль в достижении того затишья, которое сейчас наступило. Дай Бог, чтобы оно привело к умиротворению, согласию и миру в Кыргызстане».

Характеризуя временное правительство, Акаев подчеркнул, что не является его сторонником, но поскольку другой власти в стране нет, то он, как гражданин, поддерживает это правительство.

Бывший лидер страны считает, что «сегодня все беды идут из-за отсутствия легитимной власти, что создает предпосылки для неустойчивой ситуации. Чем раньше пройдет референдум, тем лучше, поскольку это станет первым шагом к легитимизации».

Акаев не приемлет идею новой конституции, которую предполагается принять по итогам референдума. По его убеждению, такая конституция работать не будет, зато породит множество трудностей.

«Парламентское правление не исключает возможности возникновения диктатуры, - рассуждает бывший президент. -Это может быть диктатура премьер-министра, который будет опираться на большинство в парламенте. Представьте, что появился сильный харизматичный премьер-министр – вот вам и диктатура».

Парламентское правление, по мнению Акаева, работает в тех странах, где люди умеют слушать. «А мы, киргизы, не умеем прислушиваться к мнению друг друга и должны в этом признаться», - добавил он.

Руководитель фонда «Русский мир» политолог Вадим Никонов выразил недоумение, что на первый план в сегодняшней Кыргызской Республике поставлен референдум. «Я не уверен, что у временного правительства есть время», - заявил он.

Анализируя положение дел в стране, Никонов заметил, что парламентаризм предполагает довольно крепкие позиции демократических институтов и крупных блоков политических сил, на которые может опираться правительство. На его взгляд, в Кыргызстане этого нет.

«Нельзя в стране, где существуют различные национальные группы, создавать моноэтническое правительство, – говорит политолог. – Даже большевики понимали, что этого нельзя делать ни в коем случае. Южан в правительстве практически нет. Региональный и этнический баланс в правительстве – это то, что дальше упростит легитимизацию власти».

Бывший премьер-министр Кыргызстана Амангельды Муралиев усомнился в целесообразности проведения референдума в ситуации, когда население не уверено в правильности политики временного правительства. По его данным, жертв межэтнических столкновений гораздо больше, чем это признается на официальном уровне.

Экс-премьер уверен, что «в силовых структурах, правоохранительных органах находятся, в основном, люди, которые приближены к клану (Бакиева – « Голос Америки») или являются представителями этого клана. Поэтому не удается оперативно реагировать на события».

Он считает, что СНГ, Евразийское экономическое сообщество, Организация Договора о коллективной безопасности не работают. «Казахстан в одностороннем порядке закрывает границы на 42 дня, – привел пример Муралиев. – Для киргизской экономики, которая живет торговлей, это сродни катастрофе. Фактически наша экономика была парализована. А Узбекистан уже давно закрыл границы. У нас были стычки на границе в связи с невозможностью проехать из одного анклава в другой».

С точки зрения аналитика, политические институты в Киргизии недоразвиты, и переходить на парламентскую республику в этих условиях – большой вызов, который, «обречен на провал». «У нас нет ни правового сознания, ни политической культуры, которые способны обеспечить парламентаризм», - делает вывод Муралиев.

Кыргызстан, по предположению Муралиева, может просто исчезнуть с политической карты мира из-за активизации религиозных сил, которые хотят создать халифат на территории Центральной Азии. С ними в унисон действуют наркобароны, добавляет он: «А два наших предыдущих режима напрямую сотрудничали с криминалом, продвигали его в парламент и приближали к себе. Проблема криминализации власти у нас очевидна».

Стабильность и будущее Кыргызстана экс-премьер связывает с тем, «насколько мы с Россией определим программу и стратегию дальнейшего сотрудничества». «Киргизы по ментальности очень близки российскому народу, - уверен он. - И пока эта ментальность в нас живет, мы должны ее укрепить и, наверное, найти новые подходы в решении насущных проблем».

XS
SM
MD
LG