Линки доступности

Независимость Косово сравнивают в России с ящиком Пандоры


«Наша позиция о непризнании независимости Косово остается неизменной. Считаем, что решение косовской проблемы возможно лишь путем продолжения переговоров между заинтересованными сторонами на основе положений резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, которая, как это подчеркивает и Международный суд, остается общепризнанной международно-правовой базой урегулирования». Так официально комментирует МИД РФ консультативное заключение Международного суда ООН о соответствии международному праву принятой 17 февраля 2008 года Ассамблеей Косово «Декларации о провозглашении независимости».

Как подчеркивает официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Андрей Нестеренко, принципиально важно, что суд дал оценку только собственно Декларации, специально оговорившись, что он не рассматривал в более широком плане вопрос о праве Косово на отделение от Сербии в одностороннем порядке. В своих выводах Суд не высказался также относительно последствий принятия этого документа, в частности, о том, является ли Косово государством, и о правомерности признания края рядом стран, заключает российский дипломат.

В свою очередь российские сенаторы сегодня уже недвусмысленно оценивали последствия самого решения суда в Гааге для глобальной политической стабильности.
«Прецедент, юридически закрепленный международным судом, теперь развяжет руки сепаратистам», - утверждает первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин.

«Судебное решение есть судебное решение и оценкам не подлежит. Оно является еще одним веским подтверждением в пользу признания правомерности провозглашения суверенитета Южной Осетией и Абхазией, - говорит председатель комитета Совфеда по обороне и безопасности Виктор Озеров. - Решение суда - прецедент, который дает возможность политикам и мировой общественности по-иному посмотреть на суверенитет двух Кавказских республик».

«Юридическое решение не принесет покоя ни Сербии, ни Косово, так что эта точка напряжения в Европе останется. Суд не поставил точку в решении косовской проблемы, - делает свой прогноз сенатор от Томской области Владимир Жидких. - Вердикт суда, скорее всего, был принят для самоуспокоения членов ЕС, которые в свое время поддержали самопровозглашение Косово».

Подобного рода заявления отражают консолидированную позицию российского политического истеблишмента. Различия наблюдаются, пожалуй, только в каких-то нюансах. Например, в видении того, как должна понимать Москва современные балканские реалии.

«Конечно, мы и дальше будем поддерживать Сербию, - говорит в комментарии Русской службе «Голоса Америки» член комитета Госдумы по международным делам Семен Багдасаров. – Однако и Белграду, наверное, надо как-то определиться. Пока он занимает весьма двойственную позицию: с одной стороны, отстаивая свой суверенитет над Косово, а с другой – продолжая политику европейской интеграции с теми государствами, которые в большинстве своем инициировали независимость Приштины».

Депутат Багдасаров напоминает, что даже после войны на Балканах в 1999-м году и вывода из Косово сербской армии, Резолюция Совета Безопасности ООН 1244 подтвердила суверенитет и целостность Югославии. Этот документ, по мнению российского парламентария, не утратил своего значения и сегодня, он дает юридические основания для того, чтобы продолжать отстаивать право Сербии на незыблемость своих границ.

«Я думаю, что в сентябре Генеральная Ассамблея ООН, даже при значительном количестве воздержавшихся, поддержит нынешнее решение суда в Гааге, – говорит в интервью нашей редакции научный сотрудник Московского Центра Карнеги Андрей Рябов. – Однако при этом реальная политико-правовая ситуация на Балканах не изменится». А вот для постсоветского пространства этот прецедент, считает аналитик, может иметь долговременные, хотя и не явные, на первый взгляд, последствия. И дело здесь, как подчеркивает Андрей Рябов, не только в Абхазии и Южной Осетии, но и во всей достаточно хрупкой, еще не устоявшейся архитектуре постсоветских межгосударственных отношений.

«Мне не кажется, что за решением ООН последует новый парад суверенитетов на просторах бывшего СССР, - полагает Андрей Рябов. - Однако это явно усилит настороженность во всех странах СНГ ко всем проявлениям сепаратизма». И эти проявления, прогнозирует эксперт, будут пресекаться, пожалуй, более решительно, чем раньше.

По мнению научного сотрудника Центра Карнеги Рябова, для стран, которые уже пострадали от фактического отделения мятежных территорий, как, например, Азербайджан, решение ООН по Косово может стать сигналом, что «надеяться на мирное возвращение земель очень сложно, и целесообразно готовиться к каким-то мерам военного характера». Впрочем, заключает аналитик, в ближайшей перспективе борьба с сепаратизмом на постсоветском пространстве, скорее всего, ограничится только «усилением воинственной риторики».

Гораздо более тяжелых последствий можно ожидать в дальнем азиатском зарубежье: от Тибета и Сянцзяна до Курдистана и Йемена, считает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. Кроме того, волна сепаратизма, полагает эксперт, когда-нибудь может докатиться не только до Евросоюза, но и до США, где тоже есть отдаленные Аляска и Гавайи, а кроме того, есть приграничные с Мексикой штаты, где стремительно меняется этнический, расовый и религиозный состав населения.

«Этот ящик Пандоры, - убежден доктор исторических наук Сатановский. - Лучше было не открывать. Однако международное сообщество в своих решениях просчитывает комбинации в лучшем случае на один ход. Поэтому, к сожалению, приходится констатировать: мир вступил в новую эпоху повсеместного сепаратизма».

XS
SM
MD
LG