Линки доступности

США-Казахстан: спасение наследия


Айжан Беккулова и Ричард Хоугланд
Айжан Беккулова и Ричард Хоугланд

Представители одной из казахстанских неправительственных организаций при поддержке Посольства США решили возродить в республике древнее ремесло – ковроткачество. Айжан Беккулова, руководитель организации «Наше наследие», не первый год работает над тем, чтобы сохранить и развить в стране это направление прикладного искусства. По ее словам, казахские ковры очень востребованы среди ценителей, и на то есть несколько причин.

«Прежде всего, каждый ковер, сделанный казахской мастерицей, уникален. Если в соседних центрально-азиатских государствах ковроткачество было поставлено на поток с разделением труда, то у нас этим издревле занимались как искусством. Таким образом, каждая мастерица выполняла все работы по своему ковру сама, от начала и до конца, привнося в свое изделие что-то особенное. А, значит, найти второй такой же ковер было невозможно», – рассказывает Айжан Беккулова.

К сожалению, в наши дни это ремесло в Казахстане утратило былую популярность. А те же, кто сохранил традицию, далеко не всегда следуют основным правилам казахского ковроткачества, которые в первую очередь подразумевают использование стопроцентно натурального сырья и красок. Для того, чтобы вернуть традиционную технику древнего ремесла Айжан Беккулова решила обучать ей нынешних мастеров. Процесс обучения будет проходить с использованием аутентичного сырья и на специально изготовленной технике. Кроме теории и практики традиционного казахского ковроткачества, желающих будут также обучать основам арт-маркетинга. Средства для этой инициативы в виде гранта на 47 тысяч долларов выделил посольский Фонд сохранения культурного наследия при Посольстве США в Казахстане.

«У меня личный интерес в этой инициативе», – пошутил посол США Ричард Хоугланд во время общения с журналистами по поводу вручения гранта. «На самом деле, я уже более двадцати лет занимаюсь коллекционированием ковров из Центральной Азии. Я знаю, что настоящие ковры ручной работы не могут производиться массово, но зато для такой ценной продукции существует очень хороший рынок сбыта».

Однако пока о коммерческой стороне совместной инициативы речь не идет. Первоначальная задача годичной программы – образовательная. Тем не менее, инициаторы проекта считают, что после того, как они смогут воплотить в жизнь неофициальный лозунг «Казахский ковер – каждой казахстанской семье», можно будет подумать и над выходом на международный уровень. Мечта руководителя НПО «Наше наследие» – представить работы казахстанских мастериц в Санта-Фе, штат Нью-Мексико, где находится один из самых престижных рынков прикладного искусства в мире.

«Мне бы хотелось, чтобы ковроткачеству как древнему ремеслу Казахстана уделяли больше внимания», – говорит руководитель организации «Наше наследие» Айжан Беккулова. – В Туркменистане, к примеру, этим вопросом занимается целое министерство, а у нас даже в специализированных вузах эту тему проходят мимоходом».

В течение года на тренингах, которые будут организованы в специальных центрах, одновременно будут учиться не более двадцати мастеров. Если учесть, что работу над каждым ковром трое мастеров затрачивают примерно за 3-4 месяца, а готовое изделие весит в среднем 12-20 килограммов, то можно представить, какую ценность представляет для настоящих ценителей такая продукция. А потому и стоимость на такие ковры не опускается ниже 300 долларов и может достигать сумм в несколько десятков тысяч долларов. При этом расценки эти распространяются на те изделия, которые изготовлены с применением современных красок и технологий. Что же будет, когда покупатели увидят ковры, сотканные по старинной технике и окрашенные красками, сделанными из растений Казахстана?

«Для окраски мы, как и наши предки, будем использовать корку граната, которая дает золотисто-желтый цвет, корни цветов и трав, вишню, ольху, крапиву», – рассказывает Айжан Беккулова. «Мы научим мастеров не только создавать натуральное окрашивание, но и закреплять его. Специально для этого мы пригласили к нам на тренинг специалиста из США».

«На Алтае, который, как известно, имеет к Казахстану прямое отношение, были найдены фрагменты ковра, датированные вторым тысячелетием до нашей эры. А история некоторых символов на казахских коврах столь древняя, что мы даже не всегда можем восстановить значение некоторых из них», – рассказывают специалисты «Нашего наследия». По их признанию, порой даже сами мастерицы не отдают себе отчета, какое значение для культуры Казахстана имеет их творчество. Ведь каждая из них является носителем традиций, уходящих своими корнями вглубь веков. Однако в «Нашем наследии» уверены, что теперь ситуация изменится, и об истории ковроткачества на территории современного Казахстана узнают не только ценители, но и рядовые казахстанцы и зарубежные поклонники прикладного искусства.

Новости культуры читайте здесь

XS
SM
MD
LG