Линки доступности

Путин и «красные линии»


Возможен ли компромисс между Москвой и Западом по поводу «юридических гарантий» безопасности РФ?

Президент РФ Владимир Путин накануне вновь заявил о необходимости срочного начала международных переговоров с тем, чтобы сформулировать юридические гарантии безопасности России, сообщила пресс-служба Кремля. Свои требования Путина изложил в телефонных беседах с президентами Финляндии и Франции – Саули Ниинистё и Эммануэлем Макроном.

По словам российского лидера, гарантии должны «исключать любое дальнейшее продвижение НАТО на Восток и размещение в сопредельных государствах, в первую очередь на Украине, угрожающих России вооружений». Это те самые «красные линии», на соблюдении которых Кремль настаивал уже не раз.

Ранее генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг отклонил требование Москвы к Западу воспрепятствовать присоединению Украины к Североатлантическому альянсу. По его убеждению, вопрос о членстве в НАТО вправе решать только 30 стран-союзников по альянсу, Киев и «никто другой»

«Мы не можем согласиться с тем, что Россия пытается восстановить систему, в которой крупные державы, такие как Россия, имеют сферы влияния, где они могут контролировать или решать, что могут делать другие государства», – сказал генеральный секретарь НАТО на совместной пресс-конференции с канцлером Германии Олафом Шольцем.

Президент США Джо Байден накануне недавних виртуальных переговоров с Путиным также подчеркнул, что не собирается придерживаться каких-либо «красных линий», начертанных Кремлем. При этом Вашингтон выражает готовность к диалогу с Москвой по самому широкому кругу вопросов.

В то же время США и их союзники настойчиво призывают Россию к деэскалации напряжённости вокруг Украины, по периметру границ которой наблюдается чрезмерно большое скопление российских военных, и предупреждают Москву о самых серьезных последствиях в случае агрессии против соседней страны.

Марк Фейгин: «Нельзя запретить суверенным странам обращаться в Североатлантический альянс с заявлением о вступлении в организацию»

Путин и раньше говорил о «красных линиях», заметил в интервью Русской службе «Голоса Америки» общественный деятель, юрист Марк Фейгин. Однако, по его мнению, прежде дело не доходило до ультиматумов. «Летом, после встречи с Байденом в Женеве, он опубликовал статью, где делался акцент на «красных линиях», – напомнил он. – По существу, Кремль ведет речь о недопущении в первую очередь Украины и Грузии в НАТО, причем с требованием письменных гарантий на этот счет? Между тем уставом НАТО такие процедуры не предусмотрены, а 30 стран, входящих в альянс, в принципе не смогут договориться на этот счет. Некоторые страны восточной Европы вообще ни на какие уступки по этому вопросу не собираются разговаривать с Кремлем, о чем заявляли публично. Более того, такого рода документ в принципе невозможен, поскольку нельзя запретить суверенным странам обращаться в Североатлантический альянс с заявлением о вступлении в организацию. Это элементарно противоречит международному праву. Путин ведет дело в тупик».

Владимир Путин именно сейчас столь активно продвигает эту тему, потому что почувствовал слабость со стороны Запада, утверждает Марк Фейгин. На его взгляд, это единственное объяснение, которое напрашивается само собой. «Путин увидел, что Запад начал маневрировать, дискутировать по этому поводу, – продолжил он. – Проблема перекинулась во внутрь западного сообщества. Шантажом военной операции против Украины он добился своего. И если российский президент сейчас получит со стороны Запада дальнейшие уступки, то у него будут развязаны руки, что откроет дорогу к прямой агрессии против соседних стран».

Таков парадокс ситуации, и здесь просматривается прямая аналогия с Мюнхенским сговором, резюмировал Марк Фейгин.

Андрей Никулин:

Путин сейчас столь настойчиво продвигает свою идею о «красных линиях» с требованием потому, что считает: сейчас наступил подходящий для этого момент, уверен политолог Андрей Никулин. «Мир в целом занят борьбой с коронавирусом, Европа перманентно переживает кризис с поставками энергоносителей, Соединенные Штаты борются с инфляцией и отвлеклись на другие внешние раздражители – прежде всего, на противостояние с Китаем и Ираном, – констатировал собеседник «Голоса Америки». – Поэтому с точки зрения кремлевских властителей самое время для повышения ставок. По их логике, если не сейчас, то, возможно, уже никогда. Россия, к сожалению, неуклонно деградирует и лет через десять с высокой долей вероятности станет совсем не тем игроком, которого будут серьезно воспринимать на внешней арене».

Кремль, искусственно создавая напряженность вокруг Украины, и преследовал цель добиться переговоров с Западом, полагает Андрей Никулин. Как ему представляется, у России из рычагов внешнего воздействия остались только энергоносители и военная сила. «Больше Москве противопоставить ничего. Поэтому власти действуют по принципу: чтобы кто-то тебя выслушал, нужно постучать кованым сапогом в украинскую дверь. Кроме того необходимо делать вид, что Россия в любой момент готова устроить полномасштабный конфликт».

Это чистой воды шантаж, считает политолог. «Проблема здесь в том, что Кремль крайне рискует. Все стороны сегодня предельно наэлектризованы, и сценарий войны проглядывает все более и более отчетливо. Любая случайность может привести к непредсказуемому развитию событий, губительному для всех, но в первую очередь – для России», – заключил Андрей Никулин.

XS
SM
MD
LG