Линки доступности

Защита Соколова


Международная правозащитная организация Amnesty International начала акцию срочной помощи екатеринбургскому правозащитнику Алексею Соколову, приговоренному Богдановичским районным судом Свердловской области к пяти годам лишения свободы, с отбыванием срока в колонии строгого режима.

Активистов Amnesty International по всему миру, за исключением России, (организация в этих случаях не привлекает своих членов из стран, где находятся те, кого надо защитить), и неравнодушных граждан (без каких-либо ограничений), просят отправлять петиции, адресованные губернатору Свердловской области Александру Мишарину, областному прокурору Юрию Пономареву и генеральному прокурору РФ Юрию Чайке. В письмах должна выражаться озабоченность тем, что Алексей Соколов, возможно, узник совести, преследуемый за законную гражданскую деятельность, а также содержаться требование гарантий справедливого рассмотрения ходатайства Соколова об обжаловании приговора и призыв к власти не допустить пыток и жестокого обращения с заключенным.

В интервью «Голосу Америки»директор представительства Amnesty International в РФ Сергей Никитин отметил, что «акции срочной помощи - давняя система работы нашей организации, и они довольно часто имеют хороший, говоря техническим языком, «коэффициент полезного действия». Недавняя статистика говорила нам о том, что у нас, практически, каждый день выпускается акция. За год выходит порядка трехсот акций по разным случаям. Так вот, коэффициент полезного действия таких акций доходит, порой, до шестидесяти процентов. Причем, человека не обязательно выпускают, но условия содержания изменяются... Такие акции приводят к тому, что дела, зачастую, сдвигаются с мертвой точки. У меня есть много примеров, когда это было в Российской Федерации". Сергей Никитин подчеркнул, что не ожидает коренных изменений в деле Алексея Соколова, но молчать нельзя.

Amnesty International уже давно занимается его делом. Пикеты в защиту Алексея Соколова проходили в разных странах. В организации не исключают, что екатеринбуржца преследуют исключительно за его правозащитную деятельность. В то же время, Сергей Никитин заявил, что если человек когда-то совершил правонарушение, справедливость должна восторжествовать, и виновного следует наказать.
Никитин задается вопросом: достаточны ли доказательства, а также показания других обвиняемых и свидетелей для того, чтобы на пять лет посадить за решетку известного правозащитника? Приговор Алексею Соколову вынесен за кражу, предположительно совершенную им в 2001 году и за разбойное нападение, в котором он якобы участвовал в 2004-м. Обвинение в еще одном нападении суд не поддержал.

После оглашения вердикта и вступления приговора в силу слова «предположительно» и «якобы», казалось бы, уже неуместны. Однако адвокаты Соколова не раз обращали внимания на то, что приговор полностью основан на показаниях других обвиняемых по этому делу, которые сейчас находятся в колониях, отбывая сроки за другие преступления. Кроме того, их показания были противоречивы и расходились с тем, что ранее сообщали обвиняемые по тому же делу. Ни один из потерпевших не узнал в Алексее Соколове своего обидчика. Помимо этого, еще на этапе предварительного следствия и во время судебных разбирательств защита Соколова говорила о процессуальных нарушениях. Но суд счел доказательную базу достаточной для вынесения приговора.

Алексей Соколов учредил организацию «Правовая основа». В ее задачи входила борьба с пытками и жестоким обращением с заключенными в российских следственных изоляторах и местах лишения свободы. В ряде случаев «Правовой основе» удавалось добиться возбуждения дел и расследований деятельности сотрудников правоохранительных органов, в том числе, по фактам пыток заключенных ради получения признательных показаний.

Широкую известность не только в России, но и за ее пределами, Алексей Соколов получил, сняв и распространив фильм о пытках заключенных в изоляторе временного содержания екатеринбургской колонии ИК-2. После выхода фильма изолятор закрыли. Параллельно гражданский активист занимался расследованием фактов коррупции в правоохранительных органах Екатеринбурга, выяснив, что некоторые должностные лица закрывали глаза на противоправные действия работников изолятора.

В 2008 году Алексей Соколов вошел в состав Общественной комиссии по надзору за местами содержания под стражей. Его отстранили от исполнения служебных обязанностей после задержания в мае 2009 года. Правозащитник знал и говорил о том, что нескольких заключенных вынуждают дать против него показания, обвинив в краже и разбойном нападении. По сведениям Amnesty International, утверждалось, что после задержания сотрудники милиции угрожали Соколову, что его будут пытать в отместку за его правозащитную деятельность.

«Когда мы пытались его защитить, они (правоохранительные органы - И. Р.) с самого начала нам говорили: «Не трогайте его, он наш!». Соколов очень эффективно работал в Общественной комиссии, работал в колониях, следственных изоляторах, расследовал очень серьезные преступления, проводил, по поручению нашей организации, расследование в соседней Челябинской области, где в колонии Копейска убили четырех человек. Мы доказали, что эти убийства совершила администрация, и четыре сотрудника находятся в колонии, а генерала - начальника Управления исполнения наказаний - сняли с должности, и он под следствием. Все это накопилось, и сейчас с Соколовым сводят счеты", - сказал в интервью «Голосу Америки» исполнительный директор Общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев.

Акцию срочной помощи он считает правильной и полезной. Начальство, по его словам, должно видеть, что дело находится под общественным контролем. Пономарев убежден, что правоохранители осведомлены о заказном характере дела и собственных нарушениях, поэтому факт общественного внимания к их противозаконной деятельности может сыграть важную роль в судьбе Алексея Соколова.

Читайте также:

Михаил Ходорковский прекратил голодовку

Президент Обама утвердил закон о свободе прессы

Свобода прессы в России и в США

XS
SM
MD
LG