Линки доступности

Лора Бялис: «Холокост и 7 октября: трагическая история повторяется»


Лора Бялис. Credit: Sharon Derhy
Лора Бялис. Credit: Sharon Derhy

На американские экраны выходит фильм «Вишняк» о легендарном фотографе, летописце европейского еврейства

Фотограф Роман Вишняк (Roman Vishniac), до Второй мировой войны снимавший жизнь еврейских общин Восточной Европы, послал альбом фотографий президенту Франклину Рузвельту и пригласил первую леди Элеонору Рузвельт на свою фотовыставку. Хотя он не документировал ужасы Холокоста, именно его снимки во время войны и сразу после нее оказали важную эмоциональную поддержку усилиям по спасению европейского еврейства.

Невероятную одиссею Романа Вишняка (1897-1990) и его семьи запечатлела в новом документальном фильме режиссер Лора Бялис (Laura Bialis). Полнометражный фильм «Вишняк» демонстрируетсяв эти дни в Нью-Йорке в артхаусном кинотеатре The Quad, а с 2 февраля будет показываться в Лос-Анджелесе, после чего выйдет и в других городах и штатах США.

Режиссер Лора Бялис вместе с продюсерами Робертой Гроссман и Нэнси Спилберг (младшая сестра режиссера Стивена Спилберга) создали своего рода документально-игровой байопик легендарного фотографа и фотохудожника Романа Вишняка. Он был сложной и противоречивой фигурой, добился серьезных успехов в науке, в развитии передовых технологий, включая микрофотографию. Но его главным достижением считается создание эпической фотографической летописи жизни еврейских общин Германии, Польши, Румынии, Литвы и других стран Центральной и Восточной Европы в 30-е годы 20-го века. Он всегда помнил о своих еврейских корнях.

«Вишняк». Кадр из фильма. Сredit: Anna Wloch
«Вишняк». Кадр из фильма. Сredit: Anna Wloch

История его жизни рассказана в фильме преимущественно его дочерью Марой. Она охватывает его детство и юность в царской России, блестящую артистическую карьеру в Веймарской Республике и бегство от нацистов в Америку.

Роман Вишняк родился в городе Павловске близ Санкт-Петербурга, в состоятельной еврейской семье. Уже в детстве он интересовался биологией и фотосъемкой в многократном увеличении. Обучался на дому, в частной школе, затем в университете Шанявского в Москве. В 1918 году семья эмигрировала в Ригу, а затем в Берлин, где он изучал искусство, занимался эндокринологией, оптикой, фотографией, читал лекции об искусстве.

Мара Вишняк. Интервью для фильма. Credit: Sarah Levy
Мара Вишняк. Интервью для фильма. Credit: Sarah Levy

В 30-е годы он колесит по Европе, фотографируя в рамках благотворительных акций еврейской организации «Джойнт». Считается, что в те годы он сделал порядка 16 тысяч фотографий, сохранилось их значительно меньше.

Летом 1940 года Вишняка в Париже арестовала прогерманская полиция Петена из-за его латвийского гражданства. Из концлагеря, куда его поместили, ему удалось выбраться благодаря усилиям жены и «Джойнта».

В Америке, даже в почтенном возрасте, он активно занимался фотографией, наукой, искусством, философией, читал лекции в университетах. Участвовал в съемках документальных фильмов, в том числе научно-популярного цикла «Живая биология».

Лора Бялис – известный израильско-американский режиссер-документалист. Ее предыдущий фильм «Рок в красной зоне» (Rock in the Red Zone, 2015) рассказывает о молодых музыкантах в израильском городе Сдерот, который подвергается постоянным обстрелам террористов. Фильм был показан в более чем 80 городах мира. Большой резонанс вызвал ее фильм «Рефьюзник» (Refusenik, 2007) о движении советских евреев за свободу выезда. Он показывался по израильскому ТВ и стриминговому сервису Netflix. Лора изучала историю в Стэнфорде, степень магистра получила в киношколе Южно-Калифорнийского университета (USC).

Роман Вишняк c дочерью Марой. Courtesy of The Magnes Collection of Jewish Art and Life, Gift of Mara Vishniac Kohn
Роман Вишняк c дочерью Марой. Courtesy of The Magnes Collection of Jewish Art and Life, Gift of Mara Vishniac Kohn

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовал с режиссером Лорой Бялис по сервису Zoom.

Олег Сулькин: Лора, спасибо за трогательный и содержательный фильм. Много времени прошло после запомнившегося мне предыдущего фильма «Рефьюзник». Новая ваша работа попала в контекст трагедии 7 октября в секторе Газа и реакции на нее во всем мире, напомнившей о живучести антисемитизма...

Лора Бялис: Работа над «Рефьюзником» изменила мою жизнь. Я задумалась не только о притеснении евреев, но и в более широком плане о борьбе за свободу в тоталитарной стране. Мы сегодня видим, как актуальна эта тема. И она продолжает жить во мне, в моем сердце. Кто знает, может, я еще вернусь к рефьюзникам. Что касается «Вишняка», то это, думается, история на все времена. Потрясающе интересна жизнь Вишняка, не менее захватывает история его дочери Мары. Она родилась в Веймарской республике, наслаждалась свободами той короткой эпохи демократии в Германии, которая постепенно перерастала в нацистскую диктатуру. И ей, как и ее отцу, и многим другим евреям пришлось покинуть Европу, спасая себя и свои семьи от гитлеровского геноцида.

О.С.: Как долго шла работа?

Л.Б.: Примерно 7 лет. Мы начали проект в 2017 году.

О.С.: Как вы узнали историю Вишняка?

Л.Б.: Все вышло очень странно. Я тогда училась в Стэнфорде, изучала историю, нынешнюю и недавнюю, стран Восточной Европы. Кроме того, я занималась фотографией, у меня даже была своя фотолаборатория. Я ничего тогда не знала о Вишняке. Когда я завершила учебу, то вернулась в Санта-Барбару, где жили мои родители и где Мара Вишняк прожила последние десятилетия. Знакомая художница Пэм Ташер рассказала мне о Вишняке. В году 95-96-м мы вместе отправились на лекцию Эли Визеля (общественный деятель, председатель президентской комиссии по Холокосту). В Санта-Барбаре живет небольшая еврейская община, все знают друг друга. Пэм познакомила меня с Марой. Мы сидели в первом ряду, ожидая, когда Визель поднимется на сцену. Мара начала рассказывать историю своего отца, и я была потрясена. Многое звучало очень знакомо, ведь я подробно изучала эпоху Второй мировой войны. Семья Вишняка бежала от нацистов в декабре 1940 года. Фантастическая история! Будучи гражданами Латвии, они пересекли оккупированные Гитлером территории, что было очень рискованно, чтобы сесть на корабль в Лиссабоне, отплывавший в Нью-Йорк. Я слушала ее, затаив дыхание, ну просто триллер, причем непридуманный. Через несколько дней Мара пригласила меня и моих родителей к себе домой. Она была замужем за Вальтером Коном, выдающимся ученым, лауреатом Нобелевской премии по химии. Ребенком он был спасен от нацистского концлагеря в ходе акции Киндертранспорт. Что за пара, скажу я вам! Стены гостиной их дома украшали многочисленные фотографии. Мара доставала папки, хранившиеся в шкафах, и из одной вдруг выпали фотографии Эйнштейна. (Вишняку удалось сфотографировать Эйнштейна в его доме в Принстоне). Какой-то неведомый мир открылся мне тогда.

О.С.: Некоторые исследователи не считают фотонаследие Вишняка документацией Холокоста. Его фотографии можно назвать скорее визуальными свидетельствами довоенной жизни европейского еврейства, которое в огне Холокоста было практически полностью уничтожено...

Л.Б.: Да, фотокамера Вишняка запечатлела жизнь европейских евреев до Холокоста – в 20-30-е годы. Этих людей больше не существует. Это исчезнувшее сообщество. Мы всматриваемся на его снимках в улыбающиеся лица детей в Мукачево, в переплетение улочек Варшавы, Самая известная книга фотографий Вишняка так и называется – «Исчезнувший мир».

О.С.: Что, на ваш взгляд, отличает фотографии Вишняка от работ его коллег-современников?

Л.Б.: Он умел в считанные секунды настроить своих героев на нужную ему волну. Есть какая-то удивительная открытость в лицах людей, которых он снимал. Он умел передать индивидуальность личности. И пусть он был чудаковат, любил покрасоваться и приврать, - кто не без недостатков... Но с фотоаппаратом он творил чудеса.

Кадр из фильма. Courtesy of The Magnes Collection of Jewish Art and Life, Gift of Mara Vishniac Kohn
Кадр из фильма. Courtesy of The Magnes Collection of Jewish Art and Life, Gift of Mara Vishniac Kohn

О.С.: У него была практическая цель, ведь так?

Л.Б.: Да, он работал для еврейской организации «Джойнт», снимал еврейскую бедноту в Варшаве, Кракове, Слониме, Мукачево, в еврейских местечках, что помогало собирать деньги на благотворительные цели. Но начинал он эту тему самостоятельно. Снимал для себя, а потом показал людям из «Джойнта». И тогда они предложили ему поработать для них.

О.С.: Вы активно используете игровую драматизацию, перемежая ее с архивной хроникой и фотографиями. Часто драматизация в документальных фильмах бывает очень условной, людей показывают со спины, а фон прорисовывают скупо, минимально, часто на компьютере. У вас же в игровых эпизодах заняты актеры, а фон тщательно прописан.

Л.Б.: Все очень просто. С того памятного первого разговора с Марой я загорелась снять игровой фильм. Я всегда тяготела к игровому кино, очень люблю исторические, костюмные фильмы. Будучи студенткой, сняла короткометражку с актерами о последних днях третьего рейха, когда в Берлин вошли русские солдаты. В этом плане я бы назвала мой новый фильм гибридным, где есть элементы и игрового кино, и документального. Мы стремились воссоздать атмосферу довоенной жизни вплоть до мельчайших деталей. Я очень благодарна своей команде, в частности, потрясающему художнику-постановщику Майклу Фицджеральду. Он воссоздал берлинскую квартиру Вишняка с такой точностью, что это поразило всех. Очень важно, что наши продюсеры Роберта Гроссман и Нэнси Спилберг полностью разделяли такой концепт и очень нам помогали. Я очень полагалась на мастерство и видение нашего монтажера Криса Каллистера. Исполнитель роли Вишняка Филипп Могильницкий очень на него похож. Филипп родом из Петербурга, живет в Польше. А на роль Мары в детстве я выбрала мою дочь Лили, она на нее тоже очень похожа.

Кадр из фильма. Courtesy of The Magnes Collection of Jewish Art and Life, Gift of Mara Vishniac Kohn
Кадр из фильма. Courtesy of The Magnes Collection of Jewish Art and Life, Gift of Mara Vishniac Kohn

О.С.: Вы живете в Израиле. Где вас застал теракт 7 октября?

Л.Б.: Мои дети живут в Сдероте, в тот роковой день они были там с их отцом. Прятались в бомбоубежище, а я в это время находилась в Тель-Авиве. Для меня тот день стал одним их сильнейших потрясений последнего времени. Недавно я пересматривала по рабочей надобности свой фильм и ощутила глубинную перекличку эпохи Холокоста в Германии и того кошмара, который происходит сейчас. Смотрю хронику «Хрустальной ночи» 1938 года с сожжением книг, разрушением синагог и кровавым избиением мирных граждан, и вижу нынешние зверства ХАМАСА. На меня сильное впечатление произвела выставка в Тель-Авиве, организованная в павильоне Экспо в конце прошлого года (она называется Nova 6.29 – по точному времени начала террористической атаки 7 октября на музыкальный фестиваль). В павильоне играла транс-музыка, выставлены предметы, привезенные с места резни. А на стены транслировались видео красивых танцующих молодых людей, которые даже не подозревали, какой кошмар ожидает их. Мне казалось, что все эти страхи и кошмары в далеком прошлом. Но нет, история повторяется.

Форум

XS
SM
MD
LG